Это изображение Пушкина является, наверное, самым распространенным даже по сравнению с прижизненным художественным портретом. Оно разлетелось по миру на многочисленных эмблемах, афишах, заставках. Узнаваемый профиль можно увидеть на логотипах "Литературной газеты", Московского театр им. Пушкина, Государственного институт Русского языка им. Пушкина и на многих других.
Рисунок примечателен тем, что его сделал сам Пушкин на полях одного из своих черновиков. Долгое время это утверждение не вызывало у меня никаких сомнений, но впоследствии возникла мысль, что здесь что-то не так.
Во-первых, странно, что черновик, вещь, которую обычно выбрасывают или сжигают сразу после завершения работы над рукописью, сохранился на протяжении многих лет и попал-таки в руки людей, которые его издали. Ну, ладно, предположим, что Пушкин с педантичностью, заслуживающей лучшего применения, действительно по жизни хранил все свои черновики и перевозил эту канцелярию с места на место в огромных сундуках. Ведь сейчас в Пушкинском доме автографы поэта составляют около 1800 единиц хранения, которые имеют общий объем 12 000 (!) страниц.
Во-вторых, изображать самого себя во время размышления над текстом это как-то... необычно, что ли. Клеточки, цветочки рисовать - это понятно, многие так делают, когда думают. Могут быть и другие изображения, но они, полагаю, должны быть простыми и системными, чтобы не отвлекать от мысли, а способствовать ей. Ведь сам Пушкин в I главе "Евгения Онегина" написал, что если на полях черновика появились женские ножки или головки, то все, стихи останутся неоконченными.
Но на деле все оказалось как будто не так. На рисунке выше видно, что у Пушкина и работа над текстом шла, и профили появлялись. Неужели он действительно мог мимодумно несколькими штрихами набросать такие замысловатые изображения, не имеющие явной связи со стихами, над которыми он в тот момент работал? Если это так, то странно, что он при жизни своих художественных талантов никак не проявлял. А то мог бы сам оформлять свои книги и экономить на услугах художников. Но при жизни ни один рисунок Пушкина опубликован не был.
Ну, ладно, предположим, что Пушкин действительно был талантлив не только как литератор, но и как художник, и при этом страдал нарциссизмом и повсеместно изображал себя любимого. Но ведь ни один человек не в состоянии увидеть себя в профиль! Как ни старайся, как ни скашивай глаза перед зеркалом, ничего не получится. Можете сами попробовать...
Вот почему художники рисуют самих себя в анфас или в пол-оборота. Пушкин, если бы умел рисовать и захотел себя изобразить, поступил бы так же. Можно, конечно, срисовать свой профиль с фото, но во время жизни Пушкина фотографии в России еще не было.
Подгоняя факты под то, что автопортрет на черновике действительно нарисовал сам Пушкин, мы постоянно натыкаемся на противоречие с естественным порядком вещей. А если предположить, что поэт, как и все нормальные люди, никаких черновиков не хранил, картина станет стройной. Недобросовестные люди после смерти Пушкина изготовили его фальшивые рукописи и опубликовали их, неплохо, вероятно, на этом заработав. И с этих публикаций пошел гулять по миру портрет, нарисованный неизвестно кем, но точно не Пушкиным...
Можно, конечно, возразить, мол, а чего тут особенного? Портрет узнаваемый, востребованный, а откуда он взялся, это не важно. Пусть себе будет.
Хорошо, пусть. Пусть будут фальшивые черновики, фальшивые произведения Пушкина, фальшивый портрет, фальшивая биография. Но пусть тогда и фальшивые деньги у вас будут. Не хотите фальшивых денег? Странно...
Если не верить огульно всему, что говорят с убежденным видом, а стараться обращать внимание на несоответствия и пытаться находить им объяснение, то вероятность быть обманутым уменьшается, а жизнь делается интереснее.
Однажды анализ таких кажущихся незначительными мелочей позволил раскрыть давнее преступление, которое до настоящего времени не было раскрыто. Об этом написан детектив.
Уважаемые друзья!
Подписывайтесь на канал Смотри в Корень. Здесь будет интересно, я постараюсь.