Все еще тревожитесь о не выключенном дома утюге? Когда-нибудь перестанете. Об этом будет болеть голова у «умных» систем. Они же будут экономить вам коммунальные платежи и сберегать деньги государству. Умные девайсы, начиная с розеток и счетчиков, постепенно приходят в жилищно-коммунальное хозяйство.
Однако в жизни не все так гладко, как в наших мечтах об идеальном будущем. Сфера ЖКХ – одна из наиболее консервативных в вопросах внедрения новых технологий. Процесс тормозит и низкая конкуренция на рынке управления домами, и недостаточная осведомленность пользователей, и устаревшие коммуникации, и нехватка денег. О нынешнем состоянии рынка ЖКХ и его будущем рассказывает исполнительный директор Perenio IoT Андрей Канаев.
Нет бюджета — нет умного дома
У управляющих компаний в России часто нет достаточно средств на умные решения. Умные системы (видеонаблюдение, счетчики, датчики) устанавливаются прежде всего застройщиком. Это закладывается в бюджет на этапе проектирования дома и монтируется при застройке.
В России есть два типа работы управляющих компаний: от застройщика (которая обеспечивает удовлетворенность жильцов и защиту застройщика от негатива) и сторонние компании, которые работают с готовыми домами. Соответственно, мы получаем два дальнейших пути развития. Если дом изначально был оборудован системами умного учета, видеонаблюдения и т.п., то управляющая компания это поддерживает и со временем может в небольших объемах внедрять что-то новое.
Если в доме ничего этого нет, управляющая компания в России не будет устанавливать это сама.
Во-первых, у компании нет на это денег, и собрать их с жильцов практически нереально. В России действует закон, по которому УК может брать лишь ограниченный процент за оказание услуг, то есть сама по себе компания зарабатывает немного. То есть нужно, чтобы жильцы “скинулись” на оборудование дома smart-технологиями (счетчиками, датчиками, серверами). Это своего рода инвестиция на будущее, но не все готовы вкладывать в технологию, которая окупится за год или даже за 3-5 лет (все зависит от конкретного города, района и даже дома). Это и есть главная проблема со стороны жильцов и УК.
Старые трубы, большие потери
Самая большая проблема российского ЖКХ — это устаревшая инфраструктура. Если половина или треть ресурсов куда-то утекает по дороге, это значит, что жилой комплекс/район/город тратит деньги впустую. А ведь кроме утечек, бывают еще несанкционированные врезки в сеть и аварии. Именно потому и необходима оцифровка водопроводов, тепло- и электросетей. Благодаря установке датчиков можно оперативно видеть, где произошел инцидент и оперативнее его устранить.
Возьмем, например, тепло: в странах СНГ теплосети в основном очень старые, потери огромные. Если мы установим умную цепочку “ресурсная организация-УК-жильцы”, то жильцы будут экономить, а снабжающая организация будет получать меньше денег за тепло (потому что не получит за потери), то есть они напрямую не заинтересованы в учете. Проще говоря: нет смысла считать, пока не заменят трубы.
Именно по этой причине в России не прошел закон об обязательной установке счетчиков на тепло в каждом доме. Потому что все понимают, какой колоссальный объем бюджетных средств потребуется для замены устаревшей инфраструктуры и одновременно компенсации потерь.
Что касается водоснабжения, то здесь ситуация лучше. Есть закон, согласно которому все квартиры должны быть оборудованы умными счетчиками. Старые заменяют на новые, но как правило, на самые дешевые проводные решения.
Но остается проблема потерь, которые ресурсоснабжающая организация списывает на УК, а та включает ее в общедомовые расходы для каждого жильца.
Идеальным вариантом было бы ставить систему детекции утечек в трубах, что позволяет локализовать место утечки. В таком случае, кроме экономии ресурса, еще и не придется раскапывать всю улицу для ремонта одного прорыва, ведь точку аварии можно будет определить с точностью до метра.
В энергетике дела идут еще лучше. Украсть электроэнергию сложно, потому что существует тройная система учета: ресурсоснабжающей организации, общедомовой счетчик и квартирный счетчик. Система учета есть, но она пока несовершенна. Во многих регионах счета за коммунальные услуги до сих пор поступают потребителям в бумажном виде. В крупных городах уже почти никто не платит по платежкам наличными, используя вместо этого банковские приложения или приложения от УК. Но все-таки до повсеместной смарт-квартплаты нам еще далеко.
Вопросы экономии
Второй аспект — это непосредственно экономия. И тут поле для деятельности огромно. С помощью смарт-девайсов можно создавать сценарии: например, если человек уезжает на работу, свет и обогрев отключается или устанавливается на минимум и экономит ресурсы. То же самое делается на общедомовом уровне: датчики движения фиксируют, когда жильцы заходят в подъезд и только тогда включается свет; датчики температуры фиксируют ее снижение, например, из-за открытого в подъезде окна, и прекращается обогрев, чтобы не греть улицу. Возможна 30%-я экономия на доме — и это уже доказано пилотными проектами.
Комплексно экономить помогает IoT (Internet of Things) – различные устройства, подключенные к сети Интернет, которые работают без вмешательства человека и способны предоставлять любую информацию о состоянии домовых инженерных сетей в режиме реального времени.
В больших городах ІоТ-решения уже применяются довольно часто. Так, в Москве уже работает программа “умный гражданин” — приложения сокращающее взаимодействие с разного рода бюрократией, автоматизация в общественном транспорте, но именно в отрасли ЖКХ комплексных проектов в городах пока нет. Есть умный учет — и его результаты: которые были подсчитаны, это 3-5% экономии на регионе.
В целом тенденция к снижению потерь с помощью умного учета — есть.
Сегодня каждый дом строится с умным учетом воды и электроэнергии. Практические все застройщики класса комфорт применяют те или иные умные решения в своих возводящихся домах. Например, группа компаний “Пик” внедряет smart-решения во всех своих домах. Но бюджетный сегмент жилья пока от этого далек.
При том, что умные решения удорожают квадратный метр всего на 1-2 долл, но, когда застройщик выбирает на этапе проектирования всю систему, ее стоимость отличается в разы. И застройщики эконом-класса выбирают самые дешевые проводные системы. Самый простой счетчик стоит, к примеру, 800 рублей, а умный с облачным хранением данных и возможностью аналитики — минимум в два раза больше
Большие данные и новые потребители
В странах, где коммунальные услуги представляют собой высококонкурентный рынок, пользователи получают тепло, воду и электроэнергию, когда захотят. Расходы и потери в ЖКХ тщательно мониторятся, а спрос – изучается и прогнозируется. Умные счетчики с подключением к Интернету собирают и передают данные автоматически. Все IoT-решения объединяется в одну экосистему: датчики, показания счетчиков, отзывы, а жители могут видеть статистику потребления коммунальных услуг в личном кабинете.
Вообще ЖКХ в России — это огромный рынок данных о потреблении, о поведении жильцов, которые пока никем не собираются и не анализируются. И даже когда появляются стартапы по обработке и использованию этих данных, когда повсеместно не внедрены умные технологии, эти данные невозможно адекватно собрать.
В масштабе городских агломераций (например, для 20-миллионной Москвы) — это бесценная информация, которая могла бы кардинально изменить рынок энергетики, например. Но дешевые счетчики не позволяют собрать эти данные.
К сожалению, пока что не все думают на перспективу. Застройщику главное сдать дом. И не у всех есть УК, чтобы потом его обслуживать. Потому умные решения пока удел жилья класса комфорт и выше.
Но я убежден, что ситуация будет меняться — и вот почему.
Этот рынок изменит не государство, а потребители. Сейчас покупать квадратные метры будут люди, которые выросли со смартфонами в руках и привыкли к умным решениям, которые облегчают их быт. А спрос на недвижимость в России не растет, построено много жилья, а динамика продаж довольно вялая. Потому застройщики должны искать, чем привлечь покупателя, выгодно отличиться от конкурентов. Потребители будут требовать более умных домов, будут хотеть управлять своей квартирой как смартфоном, а предложение жилья должно будет этому соответствовать.
Сами smart-технологии тем временем не стоят на месте и, например, видеонаблюдение дополняется функцией распознавания лиц, а шлагбаумы могут открываться, считав разрешенный к въезду автомобильный номер или, программироваться на допуск в определенное время. Умные домофоны позволяют управлять системой доступа в подъезд через мобильное приложение, формировать временные коды для посетителей, собирать архивные данные о всех входящих/выходящих. Скамейки во дворах с солнечными батареями могут быть оснащены зарядками для телефонов. А умные розетки освободят жильцов от тревожных мыслей о невыключенном утюге или плите.