Найти тему
Анна Павличева

Как декабристов до каторги везли - ох, и боялся же их царь!

Декабрист Сергей Волконский, обросший и в кандалах. Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" с сайта kino-teatr.ru
Декабрист Сергей Волконский, обросший и в кандалах. Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" с сайта kino-teatr.ru

Со стороны путешествие декабристов до места каторги и ссылки могло бы вызвать смех, если бы не так это было печально... в первую очередь, печально для самих декабристов. Они получили в процессе этого вояжа много "позитивных" эмоций, кому-то, вероятно, даже битва при Бородино вспомнилась не такой страшной - она, по крайней мере, длилась только день, то есть была достаточно коротким кошмаром. Выжил - и слава Богу. А здесь "вояж" на месяцы затянулся.

С другой стороны - насколько же их боялись, начиная с царя и кончая... да всякими некрупными чиновниками. Если создали им такие условия.

Вот представьте себе, что такое среднестатистический декабрист в кубе. Это образование, более или менее полное, полон мозг романтики, различных идей и теорий - и действительно плюс-минус дельных, и полубредовых, к этому довеском - умение стрелять, но из более-менее продвинутого по тем временам оружия, пользоваться саблей - тоже не самой худшей. У некоторых бонусом было умение командовать простыми солдатами, при этом им нравиться. Наверное, последнее и сделало образ декабриста опасным в глазах царя и приближенных... Однако - любого ли убедишь? Тем более, если ты не выглядишь шикарным командиром в медалях и эполетах, а тощим обросшим бородой парнем в кандалах. Простые люди - они чувствительны к внешним атрибутам, а если кто-то тощий, голодный и арестованный, то не факт, что будет авторитетом, пусть у него хоть идеальная риторика будет!

Декабрист Анненков в арестантской шапке на этапе в Сибирь. Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья", взят с сайта suclip.com
Декабрист Анненков в арестантской шапке на этапе в Сибирь. Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья", взят с сайта suclip.com

По поводу физической подготовки, даже базовой - дворянские парни явно уступали крестьянским, даже при наличии занятий гимнастикой, верховой ездой и фехтованием в училищах. Хождение за плугом, сбор урожая и хождение в ночное даже из некрупного пацанчика делали вполне сильного крестьянского парня. Если в детстве не помер, то явно дворянского парня запросто на лопатки как чихнуть положит. Про крупных крестьянских парней формата "Илья Муромец" и говорить нечего, такой барчуков при желании и десять уложит.

В общем, навыков а-ля супермен у декабристов не было - и взяться им было неоткуда. Навыков гениального вора-вскрывальщика, способного хоть булавкой отомкнуть кандалы, тоже.

Получается, что после ареста они были, в общем, не очень-то и опасны? Голодные, отощавшие (а какими им быть после полугодового содержания в тюрьме на голодном пайке и при постоянных изматывающих нервных допросах), - они не смогли бы за себя постоять и при более-менее божеских условиях.

Однако их везли так, как стоило бы везти разве что отпетых уголовников того времени с потенциальными навыками Рэмбо.

Вот данные из официального исторического документа. Инструкция для фельдъегерей, которые должны были сопровождать ссыльных декабристов (кстати, эти самые фельдъегеря как раз и были из числа тех самых крестьянских парней формата "Илья Муромец", с которыми декабристы и без кандалов бы не справились:

«1. Поручаются тебе государственные преступники, которых приняв в крепости от господина коменданта следовать с оными в (город) прямо по назначенному тебе тракту, отнюдь не переменяя оного и не заезжая никуда в сторону.

2. Везти сих преступников каждого на одной подводе с одним жандармом, для чего получишь прогонные деньги на (количество) подвод и откомандировано с тобой (число) жандармов, самому же тебе ехать сзади так же на особой подводе.

3. Никаких особенных повозок, бричек и тому подобного, дорогою, ни для себя, ни для арестантов не заводить и ни от кого не принимать.

4. На продовольствие арестантов получишь ты кормовые деньги по 50-ти копеек на человека в сутки, которые им в руки не отдавать, а иметь у себя.

5. Отнюдь не останавливаться дорогою нигде в трактирах, харчевнях и тому подобных заведениях и ни под каким предлогом в оные не заезжать, особенно в городах, а стараться доставать нужную на продовольствие пищу на самих станциях, дозволяя преступникам употреблять, что только необходимо нужно будет для поддержания сил и здоровья, но избегая всякой роскоши и излишеств, как-то больших обедов, употребления шампанских и других виноградных вин.

6. Дорогою нигде не допускать ни под каким предлогом свидания с арестованными и разговоров, а также, принимать от посторонних людей пособия.

7. Не позволять им нигде никаких писать записок, писем и вообще, какого бы рода ни было письменных бумаг; равно и на имя их таковых ниоткуда не принимать.

8. Никому не сказывать, кого и откуда препровождаешь.

9. Если кто из арестантов заболеет, то оставлять такого тогда только, когда предвидится, что не можно будет довести до места назначения без опасности для жизни. В таком случае, буде нельзя достигнуть города, то оставить оного в ближайшем по удобности месте, но не иначе как с одним жандармом, и при проезде через губернский или уездный город известить о том местное начальство для принятия нужных мер как для попечения в оном, так и для надзора.

10. В случае приключившейся арестанту какой болезни, по которой не нужно будет оставлять его на пути, позволяется тебе по усмотрению необходимости расковать его, но вместе с тем усугубить над ним надзор, когда же он получит облегчение, то иметь заковать его по-прежнему.

11. Во всяком неожиданном случае, если потребует нужда, как равно при затруднениях при получении подвод просить помощи со стороны местного начальника по открытому предписанию, которое тебе дано будет.

12. По доставлении арестантов к месту назначения сдать их и самому с жандармами отправляться обратно».

Добавим еще такой фактор. Даже если декабрист бы каким-то чудом сбежал - а далеко бы он сбежал? Те же крестьянские парни, которые их сопровождали, намного лучше ориентировались в лесу, и вернуть сбежавшего дворянчика для них было не проблема. Хорошо еще, если от волков и медведей спасать не придется.

Стоит добавить, что декабристам из Южного общества повезло еще меньше - им подвод не выделили, а просто надели кандалы и отправили пешком по этапу, вместе с обычными уголовниками.

Лично для меня сродни чуду, что избалованные дворяне в таких условиях вообще добрались до Сибири, не сойдя с ума. Видно, что-то их все-таки держало. Идеи? Уверенность в правоте? Или же молодость, которой вопреки всему хочется жить и верить в то, что все закончится хорошо.

Кстати, хочется рассказать об одном интересном моменте. Все знают стихотворение Пушкина "Во глубине сибирских руд..." еще по школьной программе его обязательно изучают. Так вот, его провезла одна из жен декабристов, Александрина Муравьева - и как бы вы думали, она это сделала? Да в прическе под платком провезла! И ухитрилась передать арестантам через дырку в заборе.

Жены декабристов. Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья", взят с сайта putdor.ru
Жены декабристов. Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья", взят с сайта putdor.ru

Если бы Александрину с этим стихотворением поймали, то дальше в Сибирь она бы ехала не как жена ссыльно-каторжного, а как ссыльно-каторжная сама. Но не поймали. И стихотворение дошло до адресатов.

Им я, пожалуй, и закончу эту статью.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

А.С. Пушкин 1826 г.

Читайте, присоединяйтесь, высказывайте свое мнение! Любите и уважайте нашу историю.

Если заинтересовала публикация, читайте еще материал по теме, о декабристе Сергее Трубецком, сосланном на каторгу в Сибирь:

Декабрист Сергей Трубецкой - его стоит назвать трусом или просто интеллигентом?