Найти тему
Мышематика

Мышематика vs Ментальная арифметика

Счёты абакус - основной инструмент ментальной арифметики
Счёты абакус - основной инструмент ментальной арифметики

Статья Жени Кац:

"Похожи ли занятия Мышематикой и ментальной арифметикой?

В чём-то похожи – все родители, отводя детей на занятия, хотят увидеть, что их дети стали умнее, а ещё хотят убедиться в том, что они – хорошие родители. У Мышематики есть ряд особенностей: мы помогаем детям выстроить прочный фундамент для знаний не только по арифметике, но и по геометрии.

Мы любим показывать детям, что математика – это красиво, и что математика – это не только про счёт и про цифры. Нельзя же сводить математику только к арифметике!

Многие дети ходят на модную нынче “ментальную арифметику”, а родители то и дело приходят ко мне спросить, что я думаю об этой системе.

Думаю я вот что: если преподаватель хороший, то он любую систему сделает разумной, добавит игр из разных источников, и дети к нему на занятия будут бежать охотно.

Что же касается самой системы ментальной арифметики, то я не вижу в ней большого смысла.
Счёт на специальных счётах – абакусе – это просто навык, он сам по себе не полезен и не вреден. Никакого особенного развития межполушарных связей, как обещают в рекламе, при этом не происходит. Просто много-много тренировок, заучивания и практики.
“Если ты хороший родитель, ты не пожалеешь денег на обучение ребёнка! А если ты хочешь, чтобы твои дети добились успеха, то ты будешь с ним дома заниматься счётом на абаке!” – хороший, работающий рекламный ход.

Есть дети, которым эта система подходит, и они с удовольствием считают на счётах, а потом и в уме. А есть дети, которым это не так наглядно, или они просто не любят что-то делать на скорость – им эта система, скорее всего не подойдёт.
У части детей этот способ быстрого счёта в итоге закрепляется, но не у всех. Многие считают хорошо, пока ходят на курсы, и быстро забывают всё, когда перестают практиковаться.
Для меня важнее то, происходит ли перенос, понимают ли дети, что они считают, и могут ли применять этот навык в жизни. Скажем, я встречала кучу детей, которые могут решить записанный пример 6 + 4, но не могут найти, какие карточки вместе дают 10 зверей, если перед ними разложены карточки от 1 до 9. Некоторые дети понимают, что по сути это та же задача, но не все.

Мы на занятиях мышематики используем массу разных счётных материалов, как раз для того, чтобы сформировать понимание. До определенного момента дети каждый раз всё пересчитывают заново, и 5 яблок для них не равно 5 машинкам. А потом начинают понимать, что и там и сям – 5.
Просто выучить наизусть состав числа – не помогает! Детям важно все новые знания пропустить через тело, попробовать так и эдак, прочувствовать эту универсальность количества.

Кидаем кубик...
Кидаем кубик...

Можно бросить игральный кубик, и сколько точек выпало, столько раз топнуть. Или хлопнуть в ладоши.

Детали нумикона и одноразовые тарелки с числами
Детали нумикона и одноразовые тарелки с числами

Можно разложить детали нумикона (это такой счётный материал с дырочками) по кругу вокруг тарелочек с числами. А потом можно предложить детям принести 2 разных или даже 3 разных детали – и посчитать все дырочки вместе.

Нумикон
Нумикон

Шестилетки могут ещё нарисовать по клеточкам ту фигурку, которую они сложили.

Кидаем кубик - рисуем монстров
Кидаем кубик - рисуем монстров

Или кидаем игральный кубик: сколько выпало в первый раз – столько рисуем голов. Бросаем кубик ещё раз – и узнаём, сколько рисовать рук.
А потом бросаем – и узнаём, сколько ног нарисовать.

Монстры у всех получаются разные...
Монстры у всех получаются разные...

И у всех неизменно симпатичные!
И у всех неизменно симпатичные!

Если я знаю, что у меня в группе есть любитель поездов и вагончиков, то игра будет другая: сколько выпало на кубике, столько вагончиков одного цвета надо приклеить. А потом бросить кубик второй раз, и узнать, сколько вагончиков другого цвета приклеить.

Паровозики из ценников
Паровозики из ценников

Можно поиграть с шестилетками в кафе: каждый выбирает, что он хочет заказать из еды и питья – и считает сумму своего заказа.

Что заказывать будете?
Что заказывать будете?

А потом взять счётные кубики – и посчитать.

Иногда без счётных кубиков посчитать нелегко
Иногда без счётных кубиков посчитать нелегко

Пятилетки носят карточки от игры “Турбосчёт” по домикам-тарелкам.

Карточки от игры Турбосчет и одноразовые тарелки с числами
Карточки от игры Турбосчет и одноразовые тарелки с числами

А старшим мы этими же карточками обозначаем цену при игре в магазин.

Дайте мне вон тот синий самолёт, пожалуйста!
Дайте мне вон тот синий самолёт, пожалуйста!

Можно предложить наклеить столько листиков на дерево, сколько выпало на игральном кубике.

Опять ценники, но теперь это уже не вагончики паровоза, а листья дерева
Опять ценники, но теперь это уже не вагончики паровоза, а листья дерева

А можно рассыпать бумажные листочки с точками на одной стороне, и с числами на обороте, и попросить принести 2 листочка разной формы и разного цвета. Вы думаете, это просто?

С одной стороны листиков - числа, с другой стороны - точки, количество которых соответствует этим числам
С одной стороны листиков - числа, с другой стороны - точки, количество которых соответствует этим числам

Как бы не так!
И никакая арифметика не помогает, если ребёнок не умеет сам удержать в голове инструкцию про разный цвет и разную форму листиков.

Деревянная мозаика "Сложи узор"
Деревянная мозаика "Сложи узор"

А помимо арифметических игр есть ещё куча разных геометрических заданий – с мозаикой.

Симметричные фигурки из мозаики
Симметричные фигурки из мозаики

В симметрию, например, можно поиграть.

Кубики "Сложи узор" (кубики Никитина)
Кубики "Сложи узор" (кубики Никитина)

Можно рисовать свои схемы к кубикам "Сложи узор"...

Мы очень любим использовать на занятиях счетные палочки
Мы очень любим использовать на занятиях счетные палочки

и к палочкам тоже можно рисовать схемы, соблюдая масштаб…

Детям очень нравятся разноцветные деревянные палочки
Детям очень нравятся разноцветные деревянные палочки

Можно складывать буквы и картинки из счётных палочек (а потом попросить детей спрятать 1 или 2 палочки за спину – и попросить взрослых угадать, кто сколько палочек спрятал).

Этот фокус детей поражает и восхищает – ну как, как взрослые отгадывают, сколько палочек он убрал?!

Лента Мёбиуса
Лента Мёбиуса

Можно провести серию экспериментов с лентой Мёбиуса – и это тоже математика, нельзя же сводить математику только к арифметике!

Мы любим показывать детям, что математика – это красиво, и что математика – это не только про счёт и про цифры.