К тому времени, как икона пришла на Русь, её история насчитывала уже почти тысячу лет после того, как первую икону — благодатный образ — создал Сам Иисус Христос. Греческое слово икона переводится на русский язык как образ.
Когда принял наш народ православную веру, поплыли по пути «из варяг в греки» священники и иконописцы, и с ними — иконы, первоначально византийской работы. А потом русские иноки пошли в ученики к византийцам и обучились их искусству.
Среди привезённых образов самые главные — образы Иисуса Христа — Сына Божия. Несколько таких икон дошло до нашего времени. Хотя сохранилось их очень немного.
На иконе Спас Нерукотворный изображён только Лик Спасителя. Такая икона называется оглавной. А вот на образе Иисуса Христа, который называют «Иисус Христос — Царь Славы», или ещё «Спас Златые власы» и который хранится в Успенском соборе Московского Кремля, изображены голова и плечи Спаса, потому такой образ называют оплечным. Этот удивительный образ одним видится как исполненный печали, но мягкий, ласковый и самый человечный среди домонгольских икон (то есть созданных до монгольского нашествия конца 1230-х годов). Другим — как космический, изысканно аристократический и даже несколько отстранённый. К сожалению, икона дошла до нас в плохой сохранности. Это вторая из четырёх «золотоволосых» домонгольских икон: волосы художник разделил тонкими золотыми нитями — ассистом. Это золото — словно свет Благодати. И светоносность образа ощущается вопреки всем утратам. Ведь Христос и Сам говорил о Себе, что он СВЕТ МИРУ. Эти слова есть на иконе. На её фоне — или, как говорят иконописцы, в свету, в четырёх кругах и на полях — надпись, читаемая в реконструированном и расшифрованном виде так:
ИИСУС ХРИСТОС ЦАРЬ СЛАВЫ АЗ ЕСМЬ СВЕТ МИРУ, ХОДЯЙ ПО МНЕ НЕ ИМАТЬ ХОДИТИ ВО ТЬМЕ, НО ИМАТЕ СВЕТ ЖИВОТВОРНЫЙ.
А ещё очень широко распространён образ Пантократора — Христа Вседержителя, то есть Всевластного, Владыки, в руке Кого небеса и море, земля и люди — вся Вселенная.
Самый ранний из образов Вседержителя на Руси находится в Киеве, в куполе Киевского собора Святой Софии — Премудрости Божией.
Его благословляющая десница простирается над каждым, кто входит в храм. В руках у Него — книга, ибо Он есть Бог-Слово.
Вокруг Пантократора в куполе Софийского собора — четыре архангела. Его небесные помощники. Все эти изображения были выложены мастерами-византийцами из мозаики, но со временем кусочки цветной смальты — стёкла, составлявшие три фигуры, осыпались, и художник Михаил Врубель заменил мозаику живописью. Только Пантократор и один архангел представлены в первоначальном виде.
Пришла к нам из домонгольских времён и икона Христос Вседержитель на доске. А сегодня иконы такого иконографического типа — в списках и разного рода репродукциях — есть в каждом храме и в очень многих православных домах.
Чаще всего Спасителя изображают человеком среднего возраста — средовеком, как говорили в старину. Или Младенцем на руках Богоматери. В православном иконописании гораздо реже встречается Его образ в виде отрока — подростка. Кого именуют Эммануилом. В Третьяковской галерее есть икона — оплечная композиция Спас Эммануил с архангелами: в центре юный Иисус, справа от Него — архангел Михаил, слева — архангел Гавриил.
Позднее появились торжественные образы Спасителя на престоле — в виде Небесного Царя и Великого Архиерея, сложный по своей символике Спас в Силах и другие.
В домонгольские времена иконы в храме были большемерные, их не вешали на стены, а приставляли к стенам и столпам. Писались эти иконы на больших досках, имели, как правило, золотые или серебряные, реже — белые фоны (света), так что силуэты фигур читались издали, были легко узнаваемы из любого уголка даже самого большого собора. И были они чаще всего персональными — представляли Христа, Богоматерь и святых.
Нонна Яковлева