Найти в Дзене
Generalissimus

Летопись воинской славы Отечества. Год 1572-й. Молодинская битва. Часть 2-я

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ

Чтобы не распылять и без того немногочисленные свои силы Михаил Воротынский укрепился на реке Оке, превратив её берега в естественный рубеж обороны. На наиболее опасном и доступном для конницы участке общей протяженностью в пятьдесят вёрст были возведёны земляные валы и частоколы высотой до полутора метров. На валах устраивали брустверы для стрельбы из пищалей и пушек. Ставка русского войска и ключевые позиции находились в предместьях Серпухова.

27 июля 1572 года авангард крымского войска под началом мурзы Теребердея подошёл к Оке и начал переправу у Сенькиного брода (близ впадения реки Лопасни). Отборная конница Давлет-Гирея форсировала реку выше Серпухова. Появление крымчан оказалось для москвичей неожиданным.

Сенькин брод охраняли всего две сотни стражников под началом младшего воеводы Ивана Шуйского. Против лучших бойцов крымского хана и его личной гвардии выступила лишь тысяча ополченцев во главе с воеводой Никитой Романовичем Одоевским. Все мужественные попытки малочисленных русских заслонов воспрепятствовать вражеской переправе не увенчались успехом.

Войско Давлет-Гирея перед атакой
Войско Давлет-Гирея перед атакой

28 июля степняки, понеся потери, проложили себе путь к реке Пахре. Крымчане разбили стан в районе нынешнего Подольска. Теребердей-мурза с ногайской конницей перерезал все главные дороги, ведущие на Москву с юга. Поскольку крымско-турецкая орда сильно растянулась на марше, Давлет-Гирей 29 июля в медленном темпе двинулся по Серпуховской дороге на Москву, приказав коннице спешить вслед за ним.

Воротынский максимально эффективно воспользовался медлительностью противника и с главными силами поспешил ему наперерез. Московский воевода не только обогнал степняков, но и сумел организовать на их пути серьёзное препятствие. У села Молоди (45 км к юго-западу от Москвы) крымский авангард был внезапно атакован отрядом воеводы Дмитрия Хворостинина. Он имел под своим началом 3000 казаков, 1000 поместных всадников и 1000 стрельцов.

Князь Дмитрий Иванович Хворостинин. На верху - современное изображение; внизу - гравюра первой половины XIX  века
Князь Дмитрий Иванович Хворостинин. На верху - современное изображение; внизу - гравюра первой половины XIX века
-3

Русские силы уступали врагу по численности в несколько раз, но действовали яростно и решительно. Казаки и «дворянские дети» изрубили передовые сотни ногайцев, а стрельцы своим огнём рассеяли крымскую конницу. Разбитые мурзы, среди которых оказались близкие родичи хана, поспешно ретировались к главным силам.

Разгневанный Давлет-Гирей бросил против москвичей свою отборную кавалерию. Однако бойцы Хворостинина засели в окрестных густых зарослях и рощах, приступив к методичной стрельбе по противнику. Крымчане не могли выбить россиян из леса, окруженного топями.

После упорного боя Хворостинин приказал отходить к своим главным силам. Обозленный крымский хан велел организовать преследование москвичей, двинувшись за ними. Погоня завершилась очередным сюрпризом для кочевников. На всхолмленной местности, где извивалась река Рожайка, неожиданно показались хорошо защищенные позиции главных полков Воротынского и Черкашенина.

Изумленному взору Давлет-Гирея предстал «гуляй-город». Он представлял собой передвижное инженерное деревянное сооружение – бревенчатые щиты и передвижные деревянные срубы на телегах с бойницами для стрельбы, выставленные кругом или в линию. Щиты имели размер схожий со стеной избы, изготовлялись из дубовых досок и скреплялись при помощи верёвок или металлических скоб. Для противодействию огню щиты обрабатывались глиной.

Строительство «гуляй-города» в полевых условиях
Строительство «гуляй-города» в полевых условиях

Классический «гуляй-город» имел общую протяженность от 2 до 10 км. Между щитами обязательно оставляли промежутки в два-три метра для отвода войск под защиту «гуляй-города». Из бойниц по врагу били пищали и пушки, а пока они перезаряжались, опытные лучники выпускали до 20 стрел в минуту. Для увеличения поражающей силы огня в нескольких местах «гуляй-города» устанавливались «сороки» – многоствольные лафеты для одновременного залпа 5-7 орудий. Сами защитники для отражения штурма использовали длинные копья и секиры.

Крымские татары решили взять «гуляй-город» мощным и массовым приступом. Ногайцы и кавказцы с дикими криками и воинственным завыванием устремились на русские позиции. Воротынский приказал подпустить врага на предельно близкое расстояние, после чего грянул залп орудий и пищалей.

Первые ряды кочевников были скошены начисто, а уцелевшие бросились в разные стороны, сея панику и неразбериху. Давлет-Гирей приказал своему главному военачальнику Дивей-мурзе лично произвести повторную атаку на врага и разрушить его укрепления. Пока мусульмане готовили повторный приступ, москвичи успели полностью перезарядить свои стволы.

В итоге, когда степняки огромной лавой поспешили на штурм, их вновь в упор встретил убийственный залп свинца. Даже опытные и отважные воины, знакомые с действием огнестрельного оружия и пушек, обратились в бегство или пришли в полное замешательство. Воспользовавшись заминкой, казаки и московские ополченцы организовали стремительную контратаку, «ударив дружно в копья и бердыши». Крымчане тут же откатились назад, оставляя сотни тел павших и раненых.

Ключевые эпизоды обороны "гуляй-города"
Ключевые эпизоды обороны "гуляй-города"
-6

Дивей-мурза организовал с большим трудом ещё несколько атак своей кавалерии. Все они завершились бесславной и напрасной гибелью и тяжёлыми ранениями тысяч лучших воинов. Отборные ханские части были обескровлены и деморализованы. В ходе одной из контратак крымский мурза-военачальник был взят в плен. Давлет-Гирей приказывал идти вперёд вновь и вновь, но до самой ночи крымские войска так и не сумели взять «гуляй-город».

30 июля сражение возобновилось с новой силой. Давлет-Гирей уже теперь никак не мог миновать «гуляй-город». Все дальние подступы к Москве с разных направлений брали под защиту спешившие к столице отряды стрельцов, опричников и поместной конницы. Да и сам столичный град спешно готовился к отпору и возможной длительной осаде.

Схема битвы при Молодях. 29 июля 1572 года
Схема битвы при Молодях. 29 июля 1572 года

Крымский хан получил ощутимые подкрепления и имел под рукой не менее 30 000 воинов. Под началом же московских воевод и казачьих атаманов состояло менее 9000 человек, большая часть из которых имела огнестрельное оружие. Давлет-Гирей весь день штурмовал вражескую цитадель фронтальными атаками, бросая вперёд максимально возможное количество всадников.

Ещё на подходе к «гуляй-городу» мусульмане несли тяжелейшие потери и даже если достигали стен подвижной крепости, то ворваться в неё не могли никак. Отважные москвичи и казаки постоянно переходили в решительные контратаки, отбрасывая самые элитные части хана и султана.

Нередко россияне так увлекались преследованием, что сами оказывались среди вражеских полчищ. Но в таких ситуациях защитники столицы не терялись и образовывали каре – двойной сплошной круговой частокол из копий и бердышей. Далее россияне прокладывали себе обратный путь при помощи пищальных залпов (стрелки находились в центре «каре»).

-8

31 июля всех годных к битве Давлет-Гирей, получивший очередные подкрепления, привлёк к новому решающему штурму «гуляй-города». Генеральными приступами позиций Воротынского руководил Тебердей-мурза. Кровь степняков лилась рекой, трупы людей и лошадей в два-три слоя устилали подступы к «гуляй-городу».

Однако ни поджечь его, ни частично разрушить, ни даже закрепиться поблизости татары не могли. В последнем отчаянии крымчане пытались рубить бревенчатые щиты топорам и саблями, но москвичи смело бросались на штурмующих и прогоняли прочь. В одной из атак Тебердей был убит.

1 августа крымский хан продолжил свои безрезультатные попытки взять «гуляй-город», защитники которого терпели многочисленные лишения. Более 3000 русских воинов погибли, ещё больше были ранены, от прежнего числа всадников уцелела половина.

К счастью для Воротынского под покровом ночи к нему прибыли долгожданные полки стрельцов, коников, опричников и наёмников, а также обоз с боеприпасами. Особенно сильно страдали москвичи и их союзники от жажды, поскольку все окрестные колодцы пересохли, а запасы воды выходили. Закончилась и провизия. Защитникам столицы приходилось питаться павшими лошадьми.

В ночь на 2 августа князь Воротынский под покровом темноты вывел из «гуляй-города» всю наличную конницу, оставив в цитадели стрельцов, пушкарей и немцев. На рассвете Давлет-Гирей бросил на штурм свои уцелевшие отборные полки и янычар. Но и эта мусульманская элита не сумела выполнить поставленной задачи.

Защитники «гуляй-города» подпустили врага на близкую дистанцию и хладнокровно расстреляли. Пока противник готовил повторный приступ, конница Воротынского стремительным манёвром ударила в тыл крымчанам. Появление москвичей близ ханской ставки вызвало панику в рядах Давлет-Гирея.

Атака русской конницы
Атака русской конницы

Пока татары приходили в себя и организовывали отпор, стрельцы и немецкие наёмники пошли в контратаку. Двойной удар надломил волю степняков, пребывавших в тревожном унынии после четырёх дней бесконечных атак, приносивших лишь колоссальный урон и физическое истощение. Крымский хан, его свита и телохранители, знатные мурзы и воеводы поспешили прочь от гиблого места, бросая свои юрты и обозы.

Вслед за знатью в бегство обратились и все прочие завоеватели. Сколько хватило сил и возможности, москвичи гнали степняков, нещадно истребляя. Пленных россияне в тот день не брали. Янычарам не досталось лошадей, и все они до единого были изрублены рассвирепевшими казаками и немцами. Также целиком стрельцы и опричники уничтожили 5000 крымских воинов, охранявших переправы через Оку.

Во время переправы через реку крымчане не соблюдали никаких мер безопасности и очерёдность. Всюду царила паника, толчея, хаос и анархия. Русская погоня сходу вступала в бой, обрушивая на степняков залпы пищалей и ядер. Во время бойни на Оке утонувшими, затоптанными и погибшими Давлет-Гирей лишился около 12 000 человек.

Победа московской рати под Молодями была полной и окончательной. Помимо утонувших на Оке, войско Давлет-Гирея во время штурмов «гуляй-города» потеряло около 15 000 крымских воинов и 7000 янычар. Среди павших оказались десятки знатных османских и крымских мурз, в том числе сын, внук и зять Давлет-Гирея.

Несколько тысяч завоевателей различных национальностей и сословий оказались в плену. Уцелевшие отряды крымского хана массово рассеивались и дезертировали на обратном пути. В Бахчисарай Давлет-Гирей, мнивший себя ещё совсем недавно «завоевателем всей Руси», привёл около 10 000 деморализованных и истощённых тяготами похода воинов.

Урон московской рати так же был велик – более 4000 погибших, а также около 6000 раненых. Блестящая победа при Молодях по непонятной причине на многие века оказалась несправедливо позабытой. Триумф русской доблести на подступах к столице до недавнего времени незаслуженно пребывал в тени прочих знаменитых сражений Московского государства.

Князь Михаил Воротынский преподносит Ивану IV Васильевичу самые ценные трофеи - личное оружие Девлет-Гирея, утерянное им во время бегства после разгрома крымского войска при Молодях
Князь Михаил Воротынский преподносит Ивану IV Васильевичу самые ценные трофеи - личное оружие Девлет-Гирея, утерянное им во время бегства после разгрома крымского войска при Молодях

Разгром кочевой орды при Молодях раз и навсегда похоронил мечты крымского хана и османского султана отнять у Москвы степи нынешнего Центрального Чернозёмного региона, а также Поволжье. Московская держава выстояла в самый критический момент своей истории.

Иван Грозный, сражаясь сразу на три фронта – Ливонском, Крымском и внутреннем, сохранил целостность страны. Юго-западная граница Московской Руси к концу правления Ивана IV отодвинулась вперёд на 100-250 км. Однако, даже несмотря на сокрушительное поражение, Давлет-Гирей и его потомки ещё на протяжении двух столетий систематически и серьёзно тревожили южные рубежи России.

Закладной камень в память победы в битве при Молодях 29 июля - 2 августа 1572 года. Камень установлень близ села Молоди (Чеховский район Московской области)
Закладной камень в память победы в битве при Молодях 29 июля - 2 августа 1572 года. Камень установлень близ села Молоди (Чеховский район Московской области)

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)