Хотя горнострелковые части Вермахта и СС, больше известные у нас под прозвищем «черный эдельвейс» (Schwarz Edelweiss), применялись по прямому назначению нечасто, первоклассная подготовка, боевой дух и готовность сражаться в любых, самых сложных условиях делали их крайне опасным противником. Командование вермахта считало, что немецкий солдат должен уметь воевать везде, в том числе и в условиях сурового высокогорья. Для этих целей специально создавались горные подразделения,такие как дивизия «Эдельвейс». Ее солдаты и офицеры считались лучшими в своем деле.
Вермахт основательно готовился к войне на всех возможных театрах военных действий - и в пустыне, и в Арктике, но особое место занимали горные войска. В составе Вермахта было несколько специализированных дивизий горных егерей, но выделялась среди них бесспорно элитная дивизия (1-я горнострелковая дивизия, прозванная «Эдельвейс»), укомплектованная коренными жителями горных районов Южной Германии, Баварии и Австрии. Не моложе 24 лет, холостых. Они обладали прекрасной выучкой ведения боевых действий выше снеговой линии.
Они были обучены всему: скрытно передвигаться, преодолевая все формы горного рельефа, выбирать позицию для наблюдения, для огневых точек, для засады и нападения, для обороны. Нет нужды говорить, что их экипировка и спецснаряжение соответствовали наилучшим образцам своего времени. Все вооружение, боекомплект, провиант были приспособлены для вьючной транспортировки.
Все виды стрелкового вооружения были предельно облегчены, при сохранении стандартных калибров, и, что самое важное, их прицельные системы были рассчитаны с учетом угла возвышения вплоть до ведения огня вертикально вверх или вертикально вниз.
Офицерский (командный) состав был обеспечен прекрасными картами местности всего театра военных действий и многие из офицерского состава имели личный опыт, полученный конкретно на Кавказе. И, наконец, безупречная радиосвязь. В любую минуту командование обладало информацией о местонахождении, характере боевой обстановки каждого взвода отдельной артиллерийской или минометной батареи.
Совсем иным было положение дел в Красной Армии. Красная Армия не имела специализированных горных подразделений.
Особое внимание уделялось физической форме: горным стрелкам в отличие от обычных пехотинцев приходилось все снаряжение тащить на себе.
Новобранцы должны были уметь передвигаться по пересеченной местности, преодолевать горные перевалы и владеть альпинистскими навыками. Солдаты, обученные сражаться в неблагоприятных географических и климатических условиях, с полным основанием причислялись к немецкой войсковой элите.
В конце июля 1942 года немецко-фашистские войска начали наступление с Дона на Северный Кавказ. Имея большое превосходство в людях и особенно в технике, враг продвигался быстро. Гитлеровское командование рассчитывало сходу преодолеть Главный Кавказский хребет в его центральной части и выйти в районы Тбилиси, Кутаиси, Сухуми, чтобы далее овладеть источниками нефти, проникнуть на Ближний и Средний Восток, присоединить к фашистскому блоку Турцию, 26 дивизий которой уже стояли в боевой готовности на границах Советского Союза.
На пути 1-й альпийской дивизии "Эдельвейс" находилась господствующая высота – Эльбрус. Высочайшая вершина СССР (Европы?). Контролирующий господствующую высоту контролирует все: перевал, склоны, передвижение войск. Генерал Хуберт Ланс, командующий первой горной дивизией, отдает приказ о водружении на Эльбрусе флагов немецких частей. Он вообще был помешан на флагах и даже предлагал назвать Эльбрус "пиком Адольфа Гитлера". В 1942 г. из числа квалифицированных альпинистов на базе 1-й горнострелковой дивизии был создан 1-й высокогорный батальон. В 1-й высокогорный батальон входила высокогорная рота капитана Хайнца Грота численностью около 100 чел. К роте капитана Х. Грота была приписана группа квалифицированных альпинистов из 4-й горнострелковой дивизии под командованием капитана Макса Гэммерлера. Их задачей была защита левого фланга 1-й горнострелковой дивизии и водружение флагов на вершинах Эльбруса.
Важным опорным пунктом на Эльбрусе была построенная для альпинистов в 30-е годы (при участии и немецких альпинистов) гостиница "Приют одиннадцати"*. Она находится на высоте 4130 метров над уровнем моря. Так высоко еще никто не воевал. Именно сюда направился Хайнц Грот. До войны он под видом инженера-горняка несколько раз был в этих местах и совершал восхождения. Солдаты дивизии "Эдельвейс" подбирались из жителей Баварии и альпийской Австрии имеющих горную подготовку. Они были прекрасно экипированы (снаряжение, одежда, продукты) и вооружены (минометы, пулеметы, пушки) для войны в горах. В группу капитана Гротта входило 120 человек.
План Гитлера состоял в том, чтобы захватить Кавказ и лишить СССР ресурсов – нефти, угля и стали. После побед под Харьковом, в Воронеже и Ростове-на-Дону немцам открылся путь к Главному Кавказскому хребту.
В июле 1942 года Гитлер утвердил план захвата Эльбруса. Эта задача возлагалась на егерей специальной дивизии «Эдельвейс». Дивизия отличалась тем, что была набрана из числа лучших военных альпинистов, а на их вымпеле и обмундировании был изображен горный цветок – эдельвейс.
На перевале Хотю-тау не было охраны, через него немецкие егеря направились к Приюту Одиннадцати. Там находились всего два человека, поэтому немцы начали беспрепятственно занимать главенствующие высоты. На базах построили хижины, наладили связь.
21 августа горные егеря взошли на Эльбрус и водрузили на вершины полотна с нацистской символикой.
Операция «Эдельвейс» — такое кодовое название получила операция по захвату Кавказа. Гитлер вообще любил всякие такие романтическо-героические словечки. А как же назвать операцию по захвату территории, где находится великий горный массив? Ну, конечно же – название легендарного горного альпийского цветка. Красиво звучит и отлично подходит по сути. К тому же, 1-я горнострелковая дивизия вермахта также называлась «Эдельвейс».
Идея водрузить флаги принадлежала нескольким офицерам-егерям. Ее одобрил командир 1-й горнострелковой дивизии “Эдельвейс” генерал Хуберт Ланц, решивший преподнести своеобразный подарок фюреру и даже предлагавший переименовать Эльбрус в “пик Адольфа Гитлера”.
Для альпиниста Грота не было в этом ничего трудного. Он тщательно изучил маршрут еще в 1939 году, когда жил в селе Терскол, у юго-восточного подножия Эльбруса и работал в качестве горного инженера на молибденовом руднике в расположенном неподалеку районном центре Тырныауз.
Великолепно знал данные места и сам Ланц, который неплохо говорил не только по-русски, но и знал некоторые местные языки, которые изучил еще до войны, регулярно совершая восхождения в горах Кавказа.
Как свидетельствовал имперский министр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер, Гитлер не оценил “подарка”. Напротив, он привел его в бешенство. Фюрер обозвал егерей “сумасшедшими скалолазами”, которых следует отдать под суд, поскольку они играют в игрушки, занимая никому не нужный горный пик, тогда как он приказал сосредоточить все усилия на прорыве к Сухуми.
При этом Гитлер разрешил использовать фото и киноизображения флагов со свастикой над Эльбрусом в пропагандистских целях. 13-17 февраля 1943 года советские воины-альпинисты совершили труднейшее восхождение на Эльбрус, сбросив с вершин фашистские штандарты и водрузив флаги СССР. Закончился самый тяжкий, оборонительный этап битвы за Кавказ.
Понравилась статья? Поддержите проект . Ну, и по заведенной на Дзене традиции напоминаю, что лучший способ поблагодарить автора - это лайк.