Войны в Афганистане, превратившие эту страну в одну из самых бедных и опасных на планете, привлекали внимание не одного режиссера. Например, в начале 90-х про Афганскую войну снимал Владимир Бортко - фильм "Афганский излом". Через пару лет отметился и Тимур Бекмамбетов, выпустивший фильм "Пешаварский вальс". В 2000-х к теме Афгана обратился и Федор Бондарчук, его фильм "9-я рота" стал, наверное, самым кассовым "афганским кино" последнего времени.
Однако тема Афганистана вызывала интерес не только в России, но и на Западе, а также в исламских странах. В 2001 году никому неизвестный иранский режиссер Мохсен Махмальбах снял фильм "Кандагар", ставший, наверное, самым необычным и загадочным фильмом про Афганистан. Вначале это кино не привлекло особого внимания, однако внезапно произошел теракт 11 сентября в США и к событиям на Ближнем Востоке Запад начали испытывать неподдельный интерес.
"Кандагар" снят на основе реальных событиях, при этом не историй бравых военных, сражающихся против моджахедов в далекой стране - таких фильмов сняли достаточно еще в Советском союзе. Источником вдохновения для иранского режиссера стали впечатления канадской журналистки, отправившейся в контролируемый талибами Кандагар, чтобы спасти подругу детства. Ее подруга, овеянная древними верованиями, решила совершить самоубийство в начале второго тысячелетия. Журналистке не удалось доехать до Кандагара. Собственно на этом и строится сюжет фильма, снятого в жанре своеобразного мусульманского роуд-муви.
Главная героиня в течение всего фильма ездит по Афганистану с диктофоном в руках, записывая на пленку свои впечатления от поездки. Она встречает разных людей, которые помогают ей - кто-то делает это из корыстных побуждений, кто-то потому, что не может по-другому. Женщина встречает детей-мародеров, ворующих вещи с убитых людей, лжедоктора, пытающегося найти в афганских пустынях Аллаха, и, наконец, огромное число калек. В одной из самых ярких сцен фильма эти коллеги бегут на костылях по пустыне от лагеря "Красного креста", чтобы поймать сброшенные с самолетов протезы - гуманитарную помощь от Запада. В этой гротескной сцене режиссер запечатлел одновременно все ужасы, а также абсурдность данной войны.
Концовка фильма также не радостная. Журналистку вместе с проводником в составе свадебной процессии останавливают талибы перед самим Кандагаром. Она вызывает у них подозрение, в результате женщину отправляют в тюрьму.
Такая вот история. В целом фильм получился, хотя и несколько публицистичным и, как следствие, в некоторых местах примитивным, достаточно неплохим. Рекомендуется всем, кто интересуется событиями на Ближнем Востоке.