В комментариях под моими статьями об учебниках и рабочих тетрадях Петерсон (За что Вы так не любите Л.Г. Петерсон, Стив? и И снова о Петерсон) разгорелись нешуточные страсти. Некоторые комментарии набирают сотни оценок - как "за", так и "против", одни готовы поклоняться автору этих УМК, другие - сжечь и показательно выпороть.
Так почему же не всем "вкатила" математика Петерсон?
У самой ЛГ Петерсон нет математического образования, для неё математика - это поиск закономерностей. Это ключевой момент, потому что в математике огромное количество закономерностей, одни важнее и используются математиками, другие - менее фундаментальны и математиками не используются.
Приведу, например, две закономерности из таблицы умножения:
1) в примере "56 = 7 * 8" цифры идут по порядку*;
2) в столбике умножения на 5 все произведения через раз кончаются или цифрой 5 или 0.
Первая - забавная особенность позиционной записи чисел и только, в математике она не используется. Вторая - важный признак делимости на 5, вот она в математике используется вплоть до того, что на экзамен выносится.
Для учеников
У ЛГ все йогурты одинаково полезны, и все закономерности в математике равноправны. По её методике ребёнка дóлжно хвалить за любую закономерность, которую он нашёл, будь это фундаментальный закон математики или просто особенность его почерка.
Если ребенку повезло, если он сразу нашёл стандартную математическую закономерность, то петерсонская "математика" у него пойдёт.
Если же малыш отличается нестандартным, творческим мышлением и способностью видеть необычное в обычном, то он выцепит "неправильную" закономерность и окажется от математики ещё дальше, чем был до.
Был такой замечательный учёный Ричард Филлипс Фейнман. Он отличался очень неординарным мышлением, тягой к экспериментам и познанию. В своих воспоминаниях он описывал, как проходил тесты на поиск закономерностей и всегда набирал низкие баллы, потому что находил такие закономерности, о которых даже не задумывались создатели тестов. Фейнман, разумеется, видел и нужные закономерности. Но он-то уже был взрослым человеком, хорошо знал физику с математикой и прекрасно понимал, какие закономерности являются математичными, "правильными". И после уроков математики по петерсонихе, именно такие фейнманы чувствуют себя дебилами и ненавидят математику, а посредственности выезжают вперёд.
Для учителей
Говорят, по учебникам этих УМК "надо уметь работать". Это следует понимать так, что учитель может наводящими вопросами спровоцировать учеников на нужную закономерность. Не всегда он может это сделать сознательно, но некоторые (которые "умеют работать") интуитивно понимают, что есть более закономерные закономерности.
Обычно от учителей скрыто, как родители дома занимаются с детьми. С петерсонистами занимаются, и ещё как! Родители нужные закономерности старательно перечисляют своим чадам до двух ночи, в надежде, что те не получат "двоек". Учителя, конечно, на свой счёт это записывают.
Стоит ли говорить, что закономерности, которые продвигают по учебникам "школы 2100", далеко не всегда - математические? Учитель, который в математике шарит, прекрасно видит, что от ребёнка часто требуется найти нехорошую закономерность и использовать именно её.
Почему одни учителя уверяют, что в учебниках есть структура и последовательность, а другие говорят, что автор скачет от темы к теме? С точки зрения поиска закономерностей не важно, какую тему мы проходим: уравнения ли, среднее арифметическое ли. Везде они есть, эти закономерности. Отсюда же появление "нестандартных" и "оффтопных" задач в книжках.
А ещё закономерности выливаются в алгоритмы. В очень простые алгоритмы, которым легко научить, знание которых легко проверить.
Заключение
Самое паршивое во всём этом, что у человека с петерсоном головного мозга остаётся ощущение, что он знает математику великолепно (ведь его хвалили всю дорогу). И переубедить такого, объяснить, что он не математику знает, а псевдоматематику, практически невозможно. Думаете, сама автор методики не считает себя гениальным мегаматематиком?
Кстати, именно для таких людей ЕГЭ - угадайка. В самом прямом смысле слова, потому что они ищут закономерности и гадают, какая из них нужна.
И ещё кстати, теперь легко объяснить, почему математика по Петерсон детям нравится. Все же любят закономерности искать и ребусы разгадывать.