Бреттон-Вудс, как логическое следствие создания ФРС и одна из основных целей Второй Мировой войны, распределение квот голосов в МВФ, доллар США обеспечен золотом и это мешает осуществлять неограниченную эмиссию.
О целостном мировоззрении через призму истории и экономики
Часть VIII. к предыдущей части / в начало
Июль 1944 года, ещё во всю звучат залпы артиллерийских орудий, до окончания Второй Мировой войны ещё почти год, но архитекторам из ФРС уже примерно понятен финал мероприятия и поэтому самое время подвести итоги и с их учётом обсудить дальнейшие перспективы мировой валютно-финансовой системы.
Местом встречи был выбран курортный городок Бреттон-Вудс в штате Нью-Гэмпшир, США. Конференция проходила с 1 по 22 июля и, помимо новой золото-долларовой денежной системы, положила начало таким организациям, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ).
На конференции присутствовали 730 делегатов из 44 государств-участников антигитлеровской коалиции. В работе конференции участвовал СССР. Председательствовал на конференции министр финансов США Генри Моргентау. Делегацию США возглавлял высокопоставленный чиновник министерства финансов США Гарри Уайт, делегацию Великобритании - известный экономист и чиновник министерства финансов Великобритании Джон М. Кейнс.
О Бреттон-Вудской конференции написано немало, поэтому мы лишь пробежимся по основным моментам, дабы выдержать единую нить всего повествования, не упуская важнейших моментов истории, коим бесспорно является эта конференция. Напомню, что данный пост является частью большой статьи, в которой все ключевые исторические события выстроены в логической последовательности, дабы сформировать у читателя целостный взгляд Мир, в частности, на события минувшего столетия. Без этого невозможно понять суть тех событий, которые происходят сегодня. Начало статьи (Титаник, как финальный аккорд в битве за ФРС).
Итак, продолжим. Тон на конференции задавали делегации США и Великобритании. У Уайта и Кейнса были заранее подготовленные предложения по послевоенному устройству мировой валютно-финансовой системы. По некоторым моментам позиции Уайта и Кейнса совпадали, но были и принципиальные различия. Кейнс предлагал для проведения расчетов между странами - создание Международной клиринговой палаты и введение наднациональной денежной единицы (ещё тогда ! ) под названием "банкор", а от золота, как мировых денег, рекомендовал вообще отказаться. Уайт предлагал в качестве мировых денег использовать американский доллар, эмиссией которого с 1914 года занималась Федеральная резервная система США. Америка взяла на себя обязательства обеспечивать свободный размен долларов на золото.
Предложения Кейнса отражали интересы Британии, а предложения Уайта - Соединенных Штатов.
Естественно, победила позиция США, поскольку военная, политическая и экономическая мощь Америки, которую представлял Уайт к концу войны, была несопоставимо выше, чем у любой из европейских стран (см. сравнительный анализ ВВП в статье "Кто на самом деле выиграл Вторую Мировую войну?"). В подвалах казначейства США к этому моменту было сосредоточено около 70% мировых резервов золота (без учета запасов СССР).
Выстраивалась доллароцентричная система, в которой СССР мог находиться даже не в качестве младшего партнера Вашингтона (как Великобритания), а лишь в качестве второразрядной страны. Такая же роль отводилась Советскому Союзу в МБРР и МВФ. Голоса в этих финансовых институтах распределялись таким образом, что США могли продавить там любое свое решение.
Под нажимом США были приняты следующие раскладки квот и голосов по Международному валютному фонду. Общая сумма квот МВФ была определена в объеме $8,8 млрд. Квоты распределились в рамках "Большой пятерки" следующим образом (млрд. долларов): США - 2,75; Англия - 1,3; СССР - 1,2; Китай - 0,55 и Франция - 0,45. Каждое государство-член Фонда автоматически получало 250 голосов, плюс дополнительный голос за каждые $100 тыс. собственной квоты. В результате общее количество голосов равнялось 99 тыс., где США получили 28,0; Великобритания - 13,4; СССР - 12,0; Китай - 5,8; Франция - 4,8 %. Три страны "Большой пятерки" - США и их младшие партнеры (Великобритания и Франция) имели в совокупности 46,2% голосов. Этого было более чем достаточно для принятия Вашингтоном в МВФ любых нужных ему решений.
Именно поэтому делегация Советского Союза не принимала активного участия на Бреттон-Вудской конференции, понимая, что на этой конференции делят будущее Мира Британия и США, а остальные являются скорее наблюдателями этого процесса, нежели участниками.
Кстати, раскладка квот ярко демонстрирует суть и следование незыблемым принципам демократии, которые США активно навязывают всему Миру.
Кейнс и Уайт задолго до Бреттон-Вудса не раз публично высказывали те позиции, которые отстаивали на конференции, поэтому результаты этой конференции Сталину были хорошо известны, тем не менее, Сталин принял решение об участии СССР в её работе.
Сталин руководствовался исключительно тактическими соображениями, делая некий реверанс в сторону наших "союзников", поскольку в ходе войны между Сталиным и Рузвельтом были выстроены весьма доверительные отношения.
В конце 1943 года в ходе Тегеранской конференции Рузвельт пообещал, что Америка предоставит Советскому Союзу кредит на сумму $6 млрд. Т.е. "союзнические отношения" обязывали Сталина "отметиться" на конференции в Бреттон-Вудсе. Весной 1944 года после донесения Дональда Маклейна (агент советской разведки, один из "кембриджской пятерки") из Вашингтона (где Маклейн работал в качестве первого секретаря в посольстве Великобритании), Сталин принял окончательное решение об участии в конференции, поскольку в донесении говорилось, что Рузвельт готов увеличить сумму кредита до $10 млрд. В тот момент ещё не было понятно "куда кривая выведет", а $10 млрд никогда не лишние.
В общем, советская делегация на этой конференции пребывала в "пассивном" режиме, больше слушала и наблюдала со стороны англо-американские схватки, выступая в роли скромных наблюдателей.
Когда конференция подошла к концу - мы подписали коммюнике конференции, согласились со всеми решениями и вежливо покинули тихий городок Бреттон-Вудс. Данные решения страны-участницы должны были ратифицировать до конца 1945 года, но Сталину этого делать не пришлось. Уход из жизни президента Рузвельта (вероятно не без помощи со стороны) и приход на его место Трумэна подвели черту в периоде союзнических отношений между США и СССР. За короткий срок, по инициативе Трумэна, эти отношения переросли в конфронтацию и положили начало холодной войне.
Уже летом 1945 года (даже до того, как СССР начал в августе военные действия против Японии, согласно Тегеранским договоренностям Сталина и Рузвельта) Трумэн объявил о прекращении действия программы ленд-лиза для нашей страны. На следующий год Вашингтон стал требовать от СССР совершенно неоправданных платежей по погашению наших задолженностей по ленд-лизу. О кредите в $6 и тем более в $10 млрд (том самом, который обещал Рузвельт Сталину в Тегеране в 1943 г.) и речи быть не могло.
В этих новых условиях Сталину стало ясно, что членство в МВФ и МБРР может нанести Советскому Союзу непоправимый урон. Поэтому в декабре 1945 года СССР отказался от ратификации документов Бреттон-Вудской конференции.
К концу 1945 года соглашение о создании МВФ было ратифицировано 29 государствами. МБРР начал функционировать в 1946 году. Последующие мировые события и практическая политика МВФ и МБРР подтвердили правильность решения Сталина, отказавшегося присоединяться к этим международным финансовым организациям.
Бреттон-Вудс по итогам Второй Мировой войны решил задачу, которая не была решена Первой Мировой войной - доллар стал не просто мировой резервной валютой, а почти вытеснил британский фунт-стерлингов из международных расчетов. Но!
Но далее стояла задача распространить его на весь мир и для этого было необходимо создать условия для выхода доллара за территорию США, а в отдаленной перспективе решить вопрос с СССР и странами СЭВ, как территорией, где доллар хождения не имел.
Проталкивая Бреттон-Вудские соглашения, все участники понимали важное значение фиксированных валютных курсов для мирового товарооборота, поэтому и, к счастью, о плавающих курсах тогда даже речи не шло.
Банкиры также понимали, что рано или поздно столкнуться с проблемой "золотого тормоза" (которая достаточно подробно описана во второй части статьи (Реформа Витте, как основная причина революции 1917 года) на примере последствий для России от денежной реформы Витте), поэтому Бреттон-Вудс был важнейшей целью Второй Мировой войны, но не последней вехой многоходовки акционеров ФРС.
Рано или поздно должна была реализоваться мечта алхимиков древности - получения "денег из воздуха" путем выплавки золота из олова. Так и доллар должен быть отвязан от золота, чтобы печатный станок не имел никаких ограничений по объему эмиссии. Но ведь чем-то доллар должен быть обеспечен? Да, безусловно, и поэтому позже будет создан так называемый нефтедолларовый стандарт, существующий и поныне. Но об этом чуть позже.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки!
Вы можете поддержать канал! Это лучшее подтверждение того, что материал полезен и мы работаем не зря.
Спасибо!
Присоединяйтесь к нам в Телеграм и группах в социальных сетях: Фейсбук , Вконтакте , Одноклассники
#ракурс