Наверняка у всех есть «любимые» сорняки, с которыми приходится бороться всю жизнь. У кого-то пырей, у кого-то осот, у кого-то одуванчик. У меня таким «любимчиком» является камыш.
Наш участок упирается в пойменное болото. Раньше там протекала речка, которая по весне широко разливалась, затапливая всю округу. Говорят, вода подходила к домам. Потом речку заковали в бетон. А заболоченная пойма, с залеганием грунтовых вод на глубине штыка лопаты, осталась. Со временем она заросла тростником.
Камышом мы зовём его по привычке, в силу какой-то необъяснимой русской традиции, называть все 3 вида похожих растений- камыш, рогоз и тростник, одним словом.
Так вот. Тростник вплотную подошёл к участку, встал непроходимой стеной, высотой в 4 метра, пустил свои рукава-корни на обрабатываемую землю.
И вроде бы пускай... Ведь отдельные , залетные растения легко выкапываются, а камышовые джунгли и не мешают, если бы....
Если бы не ежегодные пожары. Каждую весну, какие-то шутники хулиганы, поджигают тростник, ловят момент, когда он стоит сухой, пока еще не выпустил зелёные молодые отростки.
Разгорается камыш быстро, огонь съедает пушистые метёлки, находящиеся на 4-х метровой высоте, весенний озорной ветер моментально разносит огонь на десятки метров. Огонь стеной движется по болоту со скоростью велосипедиста. Вал огня буквально подкатывается к участку, облизывает его границы.
Не дай бог, у вас есть деревянные строения или деревья на меже (а у меня есть и то и другое), огонь стремится их окутать и поглотить.
Еще камыш кидает «бомбочки». Горящие метелки отрываются от стебля, ветер их переносит за много метров от эпицентра пожара, кидает в тростниковые заросли, вызывая новый очаг возгорания. А может перенести и на строение, которое находится не на границе, а где-то в глубине участка. Пока ты смотришь на полыхающее болото, где-то за спиной у тебя, предательски начинает гореть дом, например, или деревянный сарай.
Пожарные приезжают.
Более того, они дежурят у нас все майские праздники, наученные горьким, ежегодно-повторяющимся опытом. Но сделать ничего не могут. Невозможно победить стихию. Пожарные охраняют строения, которые могут вспыхнуть, локализуют огонь на участках. И за это им огромное спасибо. Огромное дело делают ребята!
На майские праздники мы (весь посёлок в 25 домов) никуда не выезжаем, не делаем шашлыки, не отмечаем Победу, не пьем водку. Мы напряжённо вглядываемся в болото, ожидая увидеть дымок от разгорающегося камыша. Мы проверяем шланги, наполняем водой вёдра. Мы готовимся.
Хорошо, если подожгут камыш днём, бывает и ночью.
Я горел ночью. Подожгли часа в 4 утра. Огонь вплотную подошел к границе участка. Облизал деревья. Уничтожил кусты смородины и невысокое дерево боярышника. Остановился. Потух. Каким-то чудом не пошёл дальше, не охватил другие деревья, не стал захватывать дом и прочие строения. Мы спали.
Утром обнаружили еще теплые, тлеющие головёшки.
Поняли, что находились на волосок от гибели. Повезло.
А соседу не повезло. Его дом сгорел. Сосед успел выскочить, выжил. Но...
После этого случая, я понял, что нельзя просто ждать и безропотно обороняться от огня. Надо наступать, бить врага на его территории, откидывать камыш дальше от участка, пресекать любую возможность возгорания на своей земле. Я начал действовать...
Продолжение истории: