Найти тему
Trader Expert

Экологические требования давят на автопроизводителей и стимулирют рост цен на палладий и родий

17 января

Год только начался, однако цены на два сырьевых товара уже продемонстрировали впечатляющую динамику: котировки палладия достигли рекордных максимумов, а родий подорожал более чем на 30% в первые 14 дней 2020 года.

Никос Кавалис из Metals Focus считает, что динамика цен на эти металлы "по большей части обоснована фундаментальными факторами". "Спрос среди производителей автомобилей рос в результате ужесточения законодательных требований к двигателям, особенно в Китае", - уточнил он. Большая часть палладия и родия используется для производства каталитических конвертеров, эти детали автомобиля очищают выхлопные газы двигателя.

Фьючерсы на палладий раз за разом обновляли рекордные максимумы в 2019 году, а по итогам года выросли на 60%. На закрытии сессии 16 января котировки выросли до рекордного максимума 2177,80 доллара за унцию. Спот-цены на родий выросли более чем на 30% с конца 2019 года: на закрытии 16 января металл торговался по 8100 долларов за унцию против 6050 долларов за унцию 31 декабря. Об этом свидетельствуют данные Johnson Matthey.

Рынок палладия был "дефицитным в течение десятилетия", отметил Йохан Вибе из Refinitiv. Спрос на палладий "рос очень быстро, и предложение не успевало за ним", подчеркнул он. "Продажи автомобилей испытывают давление", добавил он, однако это "отчасти компенсировали растущие потребности в металле на фоне ужесточения требований к выхлопам во всех значимых регионах, включая Индию, Китай, США и Европу, в этом году", уточнил Вибе.

Высокие цены на палладий вынудили искать замену. В качестве нее рассматривалась платина. Котировки фьючерсов на платину 15 января составили 1025,60 доллара за унцию, более чем на 1000 долларов меньше, чем цены на палладий.

-2

По мере роста цен "увеличивается давление, оказываемое на производителей автомобилей, а также их заинтересованность найти более дешевые альтернативы, такие как платина", отметил эксперт.  Платина "и палладий не полностью взаимозаменяемы, однако они обладают схожими характеристиками". Платина в основном используется в каталитических нейтрализаторах дизельных двигателей, в то время как в подобных устройствах бензиновых систем применяется палладий.

Проблема с заменой одного металла на другой заключается в "сроках подготовки к сертификации". Это может занять от одного до двух лет и обойтись довольно дорого, подчеркнул Вибе. "Сертификация новых химических веществ для использования в транспортных средствах является достаточно дорогой. Также они должны соответствовать нормам, иначе автомобиль будет невозможно продать", - добавил он.

Температура сгорания топливно-воздушной смеси в бензиновых двигателях ниже, чем в дизельных, и поэтому платина, традиционно применяемая в каталитических нейтрализаторах дизельных двигателей, также может использоваться и в бензиновых системах, отметил Вибе. Между тем родий нечем заменить, поэтому спрос на него останется высоким, добавил он.

По словам Кавалиса из Metals Focus, “производители оригинальных автомпонентов, вероятно, не станут спешить со столь радикальной переделкой нейтрализаторов ради экономии, опасаясь недовольства регуляторов. Кроме того, стоимость платиноидов является хоть и важной, но лишь малой частью расходов производителей”.

Между тем Кавалис не исключает, что спрэд между котировками платины и палладия продолжит увеличиваться, однако в краткосрочной перспективе это маловероятно.

Цены на палладий в этом году и позже, вероятно, продолжат достигать новых максимумов, хотя “нельзя исключать краткосрочных коррекций”, говорит Кавалис. Родий в этом году может достичь нового максимума, отмечает он, так как фундаментальные показатели на рынке этого металла такие сильные, что трудно предположить, на каком уровне котировки этого металла достигнут пика. В 2008 году цены на родий достигли максимума на уровне выше 10 000 долларов за унцию.

Copyright (c) 2004 Dow Jones & Company, Inc.