Найти в Дзене
Generalissimus

Курский дебют САУ "Фердинанд". Часть 2-ая.

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО СМОТРИ ЗДЕСЬ.

5 июля 1943 года в 3:40 9-я армия вермахта начала полномасшабное наступление. После артиллерийской и авиационной подготовки 653-ой и 654-ой тяжёлые батальоны истребителей танков начали выдвижение вперёд двумя эшелонами (в первом двигались две роты, во втором – одна). Поддержку и сопровождение s.Pz.Jg.Abt. 653 оказывали подразделения 86-ой и 292-ой пехотных дивизий. Самоходки s.Pz.Jg.Abt. 654 взаимодействовали с частями 78-ой штурмовой дивизии.

653-ий тяжёлый батальон истребителей танков главной своей целью имел захват высоты 257,7 (позже сами немцы дадут ей красноречивое название – «Танковая»[1]). Данная высота, защищаемая 81-ой стрелковой дивизией (командир – генерал-майор А. Б. Баринов), была одним из ключевых узлов обороны 13-ой армии Центрального фронта. В случае быстрого захвата высоты 257,7 9-ая армия генерал-полковника В. Моделя получала возможность успешно развивать наступление на Малоархангельск и Ольховатку.

Подступы к «Танковой» высоте были предварительно тщательно и густо заминированы советскими сапёрами. Вперёд из состава 314-ой роты были выдвинуты радиоуправляемые минные танкетки-транспортеры B-IV «Боргвард» и самоходные установки StuG III, используемые в качестве машин управления.

«Боргварды» не оправдали возложенных на них больших надежд. Они хоть и подрывали советские мины, заставляя их детонировать в большом количестве, но немецкие сапёры не смогли достоверно различить едва заметный гусеничный след, оставляемый танкетками на твёрдой почве, покрытой густым дёрном. Советская артиллерия вела столь плотный и прицельный огонь, что сапёры 314-ой роты не сумели обозначить флажками и кольями безопасные проходы для своей бронетехники.

Не имея иной возможности выполнить приказ, гауптман Шпильман – командир 1-ой роты s.Pz.Jg.Abt. 653 повёл свои самоходки через минное поле, оказавшись вскоре под интенсивным огнём советской артиллерии. Не прошло и часа, как 10 «Фердинандов» оказались обездвиженными, повредив и лишившись в результате подрыва на мине траков, фрагментов гусениц и катков.

Подорвавшаяся на мине САУ "Фердинанд".
Подорвавшаяся на мине САУ "Фердинанд".

Несмотря на столь обескураживающее начало 653-ий тяжёлый батальон истребителей танков упорно продолжал двигаться вперёд. К 17:00 уцелевшие «Фердинанды» вышли на дальние подступы к станции Поныри. К тому моменту в строю оставалось лишь 12 тяжёлых САУ из 45, вступивших раним утром в бой! Велики были потери и в личном составе батальона. Среди тяжелораненых оказался и гауптман Шпильман.

Сквозь горнило неудач, непредвиденных обстоятельств и конфузов пришлось пройти и 654-му тяжёлому батальону истребителей танков. Первый взвод «Боргвардов», приданный s.Pz.Jg.Abt. 654 почти в полном составе подорвался на собственном минном поле. Второй взвод радиоуправляемых минных танкеток, хоть и проложил путь сквозь советское минное поле, но вскоре был уничтожен в результате одного-единственного точного артиллерийского выстрела. Снаряд угодил в одну из танкеток подорвав её. В результате детонации взрывчатки были уничтожены радом стоящие B-IV и машина управления.

Последствия того самого прямого попадания советского снаряда в радиоуправляемую минную танкетку-транспортер B-IV «Боргвард».
Последствия того самого прямого попадания советского снаряда в радиоуправляемую минную танкетку-транспортер B-IV «Боргвард».

Так же преодолевая минные поля практически вслепую и подвергаясь прицельному плотному артиллерийскому огню, s.Pz.Jg.Abt. 654 всё-таки выполнил поставленную командованием задачу. Первая линия советской обороны во второй половине дня была взломана. Неуязвимые для противотанковой артиллерии «Фердинанды» достигли участка дороги Поныри – Малоархангельск.

К вечеру передовые подразделения 654-го тяжёлого батальона истребителей танков достигли гряды холмов севернее Понырей. К тому моменту в строю оставалось лишь 20 технически исправных и полностью боеготовых САУ «Фердинанд». В числе погибших оказался и майор К-Х. Ноак – командир s.Pz.Jg.Abt. 654.

«Фердинанд» № 501, входивший в состав штаба 5-ой роты 654-го тяжёлого батальона истребителей танков. Именно на этой самоходке находился погибший в первом бою командир батальона майор Карл-Хайнц Ноак. Позже данный "Фердинанд" будет доставлен на 22-ой научно-исследовательский автобронетанковый полигон АБТУ РККА (ст. Кубинка) для проведения всесторонних испытаний.
«Фердинанд» № 501, входивший в состав штаба 5-ой роты 654-го тяжёлого батальона истребителей танков. Именно на этой самоходке находился погибший в первом бою командир батальона майор Карл-Хайнц Ноак. Позже данный "Фердинанд" будет доставлен на 22-ой научно-исследовательский автобронетанковый полигон АБТУ РККА (ст. Кубинка) для проведения всесторонних испытаний.

Как видно из описания боевых действий 5 июля, боевое крещение «Фердинандов» оказалось отнюдь не блестящим. «Детищам» Фердинанда Порше не довелось в полной мере продемонстрировать свои главные козыри – практически неуязвимую броню и мощнейшее высокоточное противотанковое орудие. Впрочем, оба батальона – s.Pz.Jg.Abt. 653 и s.Pz.Jg.Abt. 654 записали на свой счёт 26 подбитых и уничтоженных Т-34-76 и несколько противотанковых орудий.

Весьма удручающими для немецкого командования оказались и статистические выкладки. Из 89 тяжёлых САУ, принявших участие в первом бою, к концу дня в строю остались 32 единицы. Таким образом, всего за 14 неполных часов боевых действий 656-ой полк тяжёлых истребителей танков лишился 57 «Фердинандов» (64 % имевшихся в наличии самоходок). Многие из поврежденных САУ благодаря умело проведенным эвакуационным мероприятиям и последующим ремонтным работам в ближайшие дни были возвращены в строй.

6 июля 1943 года исправные «Фердинанды» использовались в ограниченном количестве. 2-ая и 3-ья роты 654-го тяжёлого батальона истребителей танков совместно с подразделениями 292-ой пехотной дивизии атаковали высоту 251,1. Попытки штурма оказались безуспешными, зато тяжёлые САУ наконец-то смогли в полной мере продемонстрировать свою огневую мощь.

Так, по сводкам командования 656-го полка тяжёлых истребителей танков экипаж гауптмана Ф. Людерса уничтожил 8 советских тяжёлых танков, а «Фердинанд» старшего лейтенанта Петерса – 5 танков. Относительно того, что все подбитые танки были тяжёлыми, весьма большие сомнения, поскольку в боевых сводках 13-ой армии, касаемых именно 6 июля, упоминались только средние танки Т-34-76.

В то же время один из тяжёлых немецких истребителей танков был уничтожен попаданием в борт снаряда, выпущенного с дистанции около 800 метров советской САУ СУ-152. В результате попадания 80-мм борт рубки был проломлен, три члена экипажа погибли на месте, остальные трое получили смертельные ранения, от которых вскоре скончались.

-5

В тот же день 12 «Фердинандов» и 10 штурмовых самоходных орудий «Бруммбэр» предприняли атаку совместно с 78-ой штурмовой дивизии на высоту 253,5. И этот штурм оказался безрезультатным. К концу второго дня Курской битвы в s.Pz.Jg.Abt. 653 и s.Pz.Jg.Abt. 654 числилось в общей сложности всего 17 исправных и боеготовых «Фердинандов».

7 июля s.Pz.Jg.Abt. 653 и s.Pz.Jg.Abt. 654 участия в боях не принимали. 8 июля 6 исправных «Фердинандов» 2-ой роты 654-го тяжёлого батальона и несколько САУ «Бруммбэр» поддерживали атаки 41-го танкового корпуса на станцию Поныри. Все эти атаки были отбиты обороняющимися частями советской 13-ой армии.

"Фердинанды" № 502 (на переднем плане)и № 523 (на заднем плане) из состава 654-го тяжёлого батальона истребителей танков. Обе САУ подорвались на фугасах на подступах к станции Поныри.
"Фердинанды" № 502 (на переднем плане)и № 523 (на заднем плане) из состава 654-го тяжёлого батальона истребителей танков. Обе САУ подорвались на фугасах на подступах к станции Поныри.

Обобщив донесения противотанковых артиллерийских расчётов, генерал-майор К. П. Казаков – начальник оперативного отдела штаба Главного управления начальника артиллерии Красной армии, озвучил первые выводы, касающиеся эффективности орудийного огня. В частности Казаков отмечал, что «бронебойные снаряды не годятся для борьбы с „тиграми“ и „фердинандами“». Только прицельная стрельба подкалиберными снарядами по бортам, корме, моторному отделению и ходовой части выводила из строя немецкие тяжёлые танки и САУ.

[1] - для усиления огневой мощи на наиболее подходящих участках высоты по самые башни были вкопаны несколько танков Т-34-76.

Все части цикла «Курский дебют САУ «Фердинанд» можно прочесть здесь:

Часть 1-ая.

Часть 2-ая.

Часть 3-ья.

Часть 4-ая.

-7

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал и оставил свои комментарии! Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!