1.6 миллионов тон боеприпасов могут погубить всё живое только лишь в одной акватории Северного и Балтийского морей Германии. А сколько их всего в этих морях и чего нам ждать от этого наследия войн и гонок вооружения. Ведь речь идёт не только о классических видах оружия, но и химическом. Некогда бесконтрольно сбрасываемом за борт, после победы над фашистской Германией и её союзниками.
Во многих местах мирового океана морское дно несет жуткое и угрожающее наследие от мировых войн и гонок вооружений. Особую опасность представляют около 100 000 тонн боеприпасов находящихся в непосредственной близости от крупных городов и морских путей. В России, к счастью, эта тема не имеет столь острой проблемы, как например в Германии. На примере которой мы и рассмотрим эту острейшую проблему, которой так мало места уделяется в наших СМИ. Хотя все мы знаем, что северные моря являются по истине нашими «кормильцами».
Морское дно Балтийского и Северного морей во многих местах просто усеяно бомбами замедленного действия. «В Кильском заливе рядом со взрывчаткой видны головки торпед» - говорит морской биолог Маттиас Бреннер из Института полярных и морских исследований им. Гельмгольца Института Альфреда Вегенера (AWI). Большая часть этого наследия происходит от Второй мировой войны.
В акватории Северного и Балтийского моря одной только Германии находится 1,6 миллиона тонн обычного оружия. Кроме того в Балтийском и Северном морях имеется 300 000 тонн химического оружия.
Токсичный и взрывоопасный
После окончания Второй мировой войны союзники поручили местным рыбакам погрузить химическое оружие на корабли и отвезти далеко в море. По данным Института Фраунгофера, множество боеприпасов было сброшено за борт где попало, просто в целях экономии топлива. Разброс оружия просто колосален, например в Скагераке потоплены целые корабли с химическим оружием. Однако из-за океанских течений и донного траления мины и бомбы также приземлились в местах, куда они никогда не должны попадать. Это мешает найти их сегодня. При строительстве новых трубопроводов или морских ветряных электростанций компании часто сталкиваются с таким оружием.
В течение последних 70 лет почти никто не интересовался тем, что ржавеет в океанах. «Лучше не трогать это. Но в любом случае это всё ржавеет и разлагается» - говорит Бреннер. Сегодня мы видим, что это было неправильно: многие бомбы всё ещё могут взорваться. Со временем они становятся ещё более чувствительными. Небольшое изменение давления или удар могут взорвать их. «Корпус боеприпасов где-то частично или уже полностью прогнил» - говорит Бреннер. Эти токсичные вещества из химического и обычного оружия беспрепятственно попадают в море. Воздействие на окружающую среду является значительным.
Химический боевой агент уже неоднократно был обнаружен в морепродуктах, например в филе трески.
Несколько лет назад «AWI» и партнеры исследовали влияние химических веществ на окружающую среду в рамках проекта «Химси». Морской биолог Бреннер говорит, что вещества из химического оружия были обнаружены в филе 15% балтийской трески . «И такая рыба тоже попадает к нам на тарелку». В какой степени эти небольшие количества оказывают влияние на потребителя, ещё не исследовано.Институт экологии рыбного промысла «Тюнен» внимательно изучил камбалу «Клише», которая обитает на морском дне в Кильском заливе. В этой области находится около 35 000 тонн обычных боеприпасов, говорит Томас Ланг, заместитель руководителя института.
Рыба с опухолями печени
Исследователи обнаружили опухоли печени в 25% изученных образцов. Норма составляет 5%, в не загрязненных районах. «На дне есть комки тротила, которые растворяются в воде. Продукты распада попадают в организм через воду или пищу» - говорит Ланг. Лабораторные испытания показали, что продукты распада повреждают ДНК рыб, что является возможным объяснением высокой частоты опухолей.
Помимо экологов, экономика также заинтересована в удалении боеприпасов с морского дна. «Боеприпасы представляют опасность для судоходства и для строительства турбин и прокладки подводных кабелей» - говорит Ланг. Поэтому водолазы постоянно заняты расчисткой фарватеров от мин, которые до этого считались не загрязненными.
Карты боеприпасов
Ассоциация научно-исследовательских институтов и компаний в настоящее время разрабатывает систему, позволяющую лучше находить и наносить на карту использованные боеприпасы с помощью сети "Munitect". Сегодня военный лом можно довольно хорошо отследить с помощью сонарной технологии и магнитных зондов. Однако эти методы настолько дороги, что их можно использовать крайне редко.
Обычный лом также обнаружен в этих образцах. «Точная идентификация опасных мин и боеприпасов очень сложна и до сих пор приходится прибегать к услугам обычных водолазов» - объясняет Кристин Бауэр, сетевой координатор «Fraunhofer IGD». «Munitect» нацелен на то, чтобы в будущем можно было более эффективно и точно искать более крупные области.
Восстановление без выбросов
Найденные взрывчатые вещества часто доставляются на берег и профессионально вывозятся или, если они большие - взрываются. Даже небольшие изменения давления могут привести к взрыву бомб. «Тот факт, что служба обезвреживания боеприпасов перевозит бомбы куда-то, а затем взрывает их в море, не в наших интересах» - говорит Бреннер. Токсины будут широко распространены только в море. «То, что входит в Балтийское море, остается в Балтийском море» - говорит он. Кроме того, любое контролируемое взрывное воздействие также означает шумовой ущерб для животного мира. Морские свиньи и тюлени также обитают в Балтийском и Северном морях.
Институт Фраунгофера и Лейпцигский университет совместно с партнерами из делового мира работают именно над таким решением. В будущем робот должен автоматически разоружить боеприпасы на дне океана и утилизировать их без детонации.
Роботизированная очистка
Службы по обезвреживанию взрывоопасных предметов, такие как компания «Boskalis Hirdes», уже работают с подводными роботами с дистанционным управлением и камерами. Они обнаруживают оружие, специалисты осматривают его и решают, что с ними должно произойти.