Николай Петрович Румянцев - человек, оставивший о себе добрую память в отечественной истории и особенно в нашей культуре.
Представитель древнего дворянского рода, чей дед А.И.Румянцев служил Петру I, а отец прославился военными победами и был удостоен второй фамилии, став Румянцевым-Задунайским, достойно продолжил служение России сначала в качестве дипломата, министра, во время Сперанского был председателем Государственного Совета. Игра судьбы связала три поколения Румянцевых с военными и дипломатическими победами над Швецией и Турцией, что способствовало приобретению ими сановности, славы, богатства и многих привилегий дворянской аристократии.
Отец жил своей жизнью, в воспитании троих сыновей никакого участия не принимал, кроме денежного содержания. Как тогда было принято, мальчиков ещё детьми записали в военную службу. В 19 лет Н.П.Румянцев камер-паж при дворе Екатерины II. В 1774 году вместе с братом был отправлен в Лейденский университет, где слушал курсы истории и права. за 5 лет учёбы молодой человек побывал в Париже, Женеве, Берлине, Риме, Венеции... Возвратившегося в 1779 году молодого образованного графа ожидало камергерство и скорое назначение чрезвычайным и полномочным послом России при германском сейме. Эта внешняя сторона жизни была видна всем, но главное его дело оставалось пока в тени, в качестве обычного увлечения. Он достаточно рано начал собирать старинные книги, карты, документы по истории народов, вошедших в состав Российской империи.
При правлении Александра I он достигнет вершины своей служебной карьеры и в 1814 году уйдёт в отставку с сохранением пожизненного звания государственного канцлера. Вот тут-то развернётся во всей полноте его второе служение России. Теперь главной заботой становится собирание и сохранение материалов по истории русской государственности. Разрешение на подготовку сборника было получено ещё в 1811 году, но война, эвакуация архива (за что отдельное спасибо потомку Кантемира архивисту Н.Н.Бантыш-Каменскому), отложило работу. До войны успели сдать в типографию только первую часть"Собрания государственных грамот и договоров", включавшую в себя древнейшие документы по истории России - княжеские духовные и договорные грамоты.
Такого рода интересы и возможность Румянцева (одного и богатейших людей России) обеспечить финансовую, а также организационную поддержку, привлекло к нему группу учёных того времени. Сформировался круг единомышленников - "Румянцевский кружок". В него входили академик И.Х.Гамель (1788 - 1861), зачинатель отечественного языкознания А.Х.Востоков (1781 - 1864). первый русский книговед В.Г.Анастасевич (1775 - 1845). историк и библиограф Е.А.Болховитинов (1767 - 18370. Самыми деятельными помощниками графа по собиранию и описанию российских древностей стали два молодых человека - Константин Фёдорович Калайдович (1792 - 1832) и Павел Михайлович Строев (1796 - 1876) С их именами связаны первые значительные успехи историографии русского первопечатания. Они нашли и описали многие издания Ивана Фёдорова и других старых русских типографов.
Несомненной заслугой Н.П.Румянцева было создание научного книгоиздательства. Кружок выпустил порядка 50 изданий, но каких(!) -
уже упомянутое и доработанное"Собрание государственных грамот и договоров" (включены Судебники 1497 и 1550 г. и ряд вновь найденных документов), "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым", знаменитый труд Йосифа Добровского "Кирилл и Мефодий, славянские первоучители", сочинения древнерусского писателя Туровского, сочинения болгарского писателя IX-X веков Иоанна экзарха....
Одним из самых близких Румянцеву людей был мореплаватель и географ И.Ф.Крузенштерн, по рекомендации графа он пишет ряд работ по истории мореплавания и географических открытий, в частности "Об островах, недавно открытых в Ледовитом океане". Румянцев даёт средства на постройку и снаряжение брига "Рюрик" для кругосветной морской экспедиции, которую возглавил ученик Крузенштерна О.Е.Коцебу. Экспедиция выйдет из Кронштадта в 1815 году и вернётся в Петербург 3 августа 1818 года. Книга об этой экспедиции была отредактирована Крузенштерном и издана на средства Румянцева на русском и немецком языках
После смерти Николая Петровича Румянцева кружок перестал существовать , но дело, начатое графом, единомышленники не оставили. 23 ноября 1831 года в Петербурге открылся для публики Румянцевский музеум, в котором была великолепная библиотека (28500 книг), коллекция монет, произведения живописи, археологические и этнографические находки.
В 1862 году музей был переведён в лучшее в то время здание Москвы - "Пашков дом".
Этот дом, одно из лучших творений В.И.Баженова, создан в1784-1786 годах, Он покоряет продуманностью деталей, своеобразной гармонией, особой одухотворённостью. И, наверное, совсем не случайно М.А.Булгаков показывает в своём романе прощание Воланда с Москвой сначала на верхней террасе этого дома, а потом со смотровой площадки на Воробьёвых горах - с обеих точек Москва прекрасна.
А "Пашков дом" в 1925 году, перестав быть музеем, стал одним из корпусов Российской государственной библиотеки, и книги, собранные Н.П.Румянцевым, вошли её ценный фонд.
"Non solum armis" - "Не только оружием" - это девиз с родового герба Румянцевых. Жизнь подтвердила его справедливость.
__________________________________________________________________________________________Жду подписчиков, комментариев, поднятых пальцев.. Спасибо дочитавшим. Всем добра.