В год 75-летия Победы в медиа-пространстве увеличится поток материалов о войне и обострится дискуссия по некоторым её фактам. Профессиональные историки и особенно её любители будут стремиться огорошить общественность обнародованием какого-то из ряда вон выходящего случая. Я сам собираюсь принять в этом посильное участие.
На прошлом юбилейном витке произошел интересный случай.
24 февраля 2015 года, в год 70-летнего юбилея Великой Победы, телеканал «Россия 1» показал документальный проект Сергея Брилёва «ПХЕНЬЯН-СЕУЛ. И ДАЛЕЕ…».
В снятом в 2014 году фильме Сергей Брилёв и Марина Ким рассказали невероятную историю о неизвестных страницах последних дней Второй мировой войны: о том, как Красная армия летом 1945 года освободила Корею, которая могла стать единым государством.
Кандидат исторических наук Сергей Борисович Брилёв откопал любопытную цитату в мемуарах командующего 1-го Дальневосточного фронта маршала Советского Союза К. А. Мерецкова «На службе народу» (1968 года издания):
«К концу августа было полностью закончено разоружение капитулировавшей Квантунской армии и войск марионеточных сателлитов Японии. Было пленено около 600 тысяч солдат и офицеров, взяты большие трофеи, освобождены Северо-Восточный Китай, Ляодунский полуостров, Южный Сахалин, Курильские острова и Северная Корея до 38-й параллели, причем наши войска ворвались сначала даже в Сеул, но затем, в соответствии с имевшимся соглашением, оставили его и отошли к северу. Стремительный бросок советских войск лишил японцев возможности осуществить тактику «выжженной земли», и мы с удовлетворением смотрели на оставшиеся целыми и сохранными дома мирных жителей».
И далее целых 52 минуты он развивает мысль о том, как было бы хорошо, если бы Красная Армия освободила бы весь Корейский полуостров. Если интересно, посмотрите фильм, в нем есть интересная аргументация.
Мне тогда стало понятно, что мы параллельно занимались одной и той же историей.
Я вычитал эту цитату в мемуарах Кирилла Афанасьевича Мерецкова, но в издании 1984 года.
Факт занятия или временного нахождения в столице современной Южной Кореи разведывательных подразделений Красной Армии до некоторой степени ошеломил моё воображение. В 2010 году я задавал вопрос об этом факте разным серьезным людям в Сеуле, пытался узнать информацию у авторитетных историков-корееведов в Москве. И такая трактовка исторических событий встретила негативную реакцию. Мне просто не верили.
Одно официальное лицо поведало, что есть информация о выходе отдельных подразделений на рубежи даже южнее Сеула.
В разговоре со старейшим российским корееведом Валентиной Николаевной Дмитриевой я поднял этот вопрос. Она рассказала мне интересную историю. В конце 1940-х, когда она молодым специалистом поехала в командировку в Пхеньян, в посольстве она познакомилась с офицером разведки, фамилию которого не назвала. Офицер ей много чего рассказал. И в частности о том, что был в составе того передового отряда, который ворвался в Сеул. Это даже нельзя назвать «ворвался», они просто вышли на окраину Сеула и это произошло случайно. Тактика действий Красной Армии предусматривала стремительное продвижение передовых отрядов вглубь японских войск. Подразделение имело приказ на выход к 38-й параллели. Однако в составе подразделения не было переводчика с корейского, и установить своего точного местонахождения они не смогли. Остановились только когда встретили табличку на японском «столичная крепость», после чего подразделение развернули обратно.
Однако все эти аргументы не действовали на корифеев исторической науки и, подискутировав с ними в августе 2014 года на Круглом столе в Институте Дальнего Востока, я перестал копать эту историю дальше.
Брилёв спасает мою научную репутацию
И тут в феврале 2015 года выходит Сергей Брилёв с корейской красавицей Мариной Ким и выдаёт легенду, за которую меня «преследуют» в узком сообществе отечественных корееведов. Спасибо ему за огромную проделанную работу. Но несмотря на это, он с его связями все же не сумел найти документального подтверждения занятия советским десантом города Сеул.
А вот детали затронутой Брилёвым Пхеньянской воздушно-десантной операции, это по настоящему интересно. Реальная боевая операция о которой не сохранилось никаких сведений. Архивы сгорели.