Найти тему
Секреты Старого Китая

Реформы ушу в ХХ веке: позабытая Ассамблея. О роли личности в истории.

Исторические события определяются закономерными процессами развития общества, однако в нити событий порой тесно вплетены судьбы выдающихся людей, без их влияния всё могло быть как-то иначе. В истории реформ ушу ХХ века есть яркие личности. Например, необычная пара профессиональных военных. Их биографии очень схожи: выходцы из Мира боевых искусств, они получили военное образование западного образца, затем свои знания и опыт активно применяли на практике в Эпоху Милитаристов. Что примечательно, им приходилось сражаться на противоположных сторонах линии фронта, и однажды первый победил второго в битве при Ланфан (это теперь городской округ в провинции Хэбэй). Внимательный читатель нашего блога догадался уже, что речь идет о двух китайских генералах Нового времени, руководившими знаменитым Центральным институтом Гошу. Первый был там ректором, а второй - проректором.

Чжан Чжицзян  (张之江, 1882-1966)
Чжан Чжицзян (张之江, 1882-1966)
Ли Цзинлинь (李景林, 1885—1931)
Ли Цзинлинь (李景林, 1885—1931)

Чжан Чжицзян оказался более удачливым в этой паре, пережил и войну с японцами, и последующие непростые годы, активно участвуя в деле всей своей жизни - реформе и распространению нового ушу в государстве нового типа. Нам же он интересен именно как идеолог нового, реформированного ушу, основанного на трех больших целях, так называемых трех взращиваниях:

  • нравственное воспитание;
  • умственное воспитание;
  • физическое воспитание;

Что интересно, в Северо-Западной армии Фэн Юйсяна он в качестве четырех основных разделов для подготовки солдат установил следующие разделы:

  • кулачный бой (練拳);
  • рубка саблей (劈刀);
  • штыковой бой (刺槍);
  • спортивная гимнастика (體操);

Под влиянием того же Фэн Юйсяна он стал христианином, что не мешало ему практиковать тайцзицюань. И Чжан Чжицзян был первым, кто принес китайские боевые искусства в международный спорт, подготовив в 1936 году команду по боевым искусствам для участия в XI Олимпийских играх в Берлине. Вот немецкая хроника, где показана борьба шуайцзяо.

Чжан Чжицзян привлёк к преподаванию на кафедру Шаолинских боевых искусств в Центральном институте своего давнего знакомого и соратника по сражению при Ланфан.

 Ма Фэнту (马凤图, 1888-1973)
Ма Фэнту (马凤图, 1888-1973)

Одни из братьев Ма :) в годы армейской службы
Одни из братьев Ма :) в годы армейской службы

Интересно, что ещё в 1926 году Ма Фэнту и Чжан Чжицзян основали Новое Общество по изучению боевых искусств в Чжанцзякоу, а также отвечали за составление курса боевых искусств для армии Фэн Юйсяна, о чем уже говорилось выше. Интересно, что Ма был дружен с Хао Минцзю (郝鳴九,1853-1940), видным популяризатором стилей фанцзыцюань и чоцзяо, и Чэн Дунгэ ( 程东阁 ), практиком стиля танланцюань из Шаньдуна, они все вместе обменивались знаниями и опытом. Говорят, что у Чэна он изучил девять рук танланцюань (螳螂九手).

Но интереснее, что Ма Фэнту подготовил специальную штурмовую группу (敢死大刀短枪队), где использовалась особая тактика прорыва в ближний бой с использованием  меча-дао и пистолетов или револьверов.
Но интереснее, что Ма Фэнту подготовил специальную штурмовую группу (敢死大刀短枪队), где использовалась особая тактика прорыва в ближний бой с использованием меча-дао и пистолетов или револьверов.

Ма Фэнту привлек к общему делу образования еще пару видных бойцов, которые позднее стали известны как Два героя Центрального Института Гошу. Это были Хань Хуэйцин по прозвищу Железная ладонь и Ма Инту по прозвищу Молниеносные руки.

Хань Хуэйцин (韓會清, 1887-1937), так как он одно время тренировался в Пекине  вместе с легендарным мастером Ли Шувэнем, по прозвищу Сверхъестественное копье (神槍李), а затем так активно продвигал бацзицюань на Юге страны, то появилась даже поговорка о них:  北李南韩.
Хань Хуэйцин (韓會清, 1887-1937), так как он одно время тренировался в Пекине вместе с легендарным мастером Ли Шувэнем, по прозвищу Сверхъестественное копье (神槍李), а затем так активно продвигал бацзицюань на Юге страны, то появилась даже поговорка о них: 北李南韩.
Ма Инту (马英图, 1898-1956)
Ма Инту (马英图, 1898-1956)

Чжан Чжицзян назначил Хань Хуэйцина руководителем учебной части, а Ма Инту руководил секцией тренировочного процесса. Именно благодаря им стиль бацзицюань вошел в обязательную программу изучения в Центральном Институте Гошу и его филиалах, которых создавались один за другим в разных провинциях, городах и округах. Согласно статистике, на конец 1934 года насчитывалось 24 национальных гошугуаня на уровне провинций, а на уровне округов их было еще больше. Создание системы образования и продвижения ушу как физкультуры на базе Центрального института сыграло неоценимую роль в продвижении боевых искусств и воспитании талантов Мира ушу. Это была неотделимая часть программы повышения самосознания нации на базе национальной идеи, где и термин гошу возник тоже не просто так. До этого был в ходу термин гоюй — государственный язык (国语), предложенный в 1909 году ещё в последний период правления династии Цин и до сих пор используемый на Тайване. Как и многие другие китайские неологизмы рубежа XIX и XX веков, термин гоюй позаимствован из японского языка. Однако в свою очередь в японском оно тоже было сконструировано из ранее заимствованных китайских корней: го — государство (японское произношение коку) и юй — язык (по-японски го).

Но вернемся к Ассамблее боевых искусств в Ханчжоу. Председатель правительства провинции Чжэцзян Чжан Цзинцзян пригласил Ли Цзинлиня в качестве подготовительного директора для проведения мероприятия не только из-за его имени и опыта, но и чтобы использовать репутацию Центрального Института для привлечения большего числа участников боевых искусств, кроме того, на тот момент только в Центральном Институте когда-либо проводились подобные соревнования.

-8

Продолжение следует...

Дм. Моисеев, СПб - 2020