Звук – колебания воздуха, возникающие при механических колебаниях (вибрациях) разных тел и воздействующие на человеческое ухо. Диапазон слышимых колебаний 20 Гц – 20000 Гц.
Тон – синусоидальное звуковое колебание. Высота тона определяется числом колебаний в секунду. С увеличением числа колебаний растет высота тона.
Звуковое давление – давление на единицу площади, создаваемое звуковыми колебаниями. Измеряется в барах или децибелах.
Звуковая мощность – звуковая энергия, проходящая через данную поверхность за 1 сек. Звуковая мощность может быть определена по величине звукового давления.
Сила звука – звуковая мощность, проходящая за 1 сек через поверхность в 1 см2. Сила звука пропорциональна квадрату звукового давления.
Громкость – сила звукового ощущения, вызываемого у человека с нормальным слухом. Громкость изменяется пропорционально не силе звука, а логарифму ее изменения. Обычно громкостью называют число децибелов, на которое данный звук превышает звук, принятый за порог слышимости.
Порог слышимости – граница чувствительности человеческого уха, наиболее тихий слышимый звук. Для тона 1 кГц это соответствует силе звука 10-10 мкВт/см2.
Болевой предел – верхний предел чувствительности человеческого уха – такое давление, при котором звук воспринимается в виде болевого ощущения. Для тона 1 кГц это соответствует давлению примерно 122 дБ.
Основной тон – наиболее низкий тон, создаваемый колеблющимся телом (источником звука).
Тональный баланс – способность аудиосистемы на выходе правильно передавать соотношения тонов входного сигнала.
Обертоны – все тоны, кроме основного, создаваемые колеблющимся телом (источником звука). Если их частоты в целое число раз (2, 3, 4 и тд.) больше, чем число колебаний основного тона, то их называют гармоническими обертонами.
Шум – совокупность очень большого числа отдельных тонов разной высоты и громкости.
Тембр – «окраска» звука. Определяется числом и частотой обертонов. Состав последних характерен для разных источников звука.
Тембральный баланс - способность аудиосистемы на выходе правильно передавать соотношения обертонов входного сигнала.
Интервал – отношение числа колебаний двух тонов.
Октава - основной музыкальный интервал. Соответствует отношению частот 2:1.
Интерференция – взаимно ослабляющее или усиливающее действие двух звуковых колебаний одинаковой частоты, прибывающих одновременно в одно место с разницей в фазах. При совершенно одинаковых фазах происходит увеличение, а при противоположных – уменьшение громкости.
Биения – интерференция двух тонов, мало отличающихся по частоте. При биениях происходят периодические изменения амплитуды результирующих колебаний, получающихся от сложения основных тонов.
Динамический диапазон – разница между наибольшей и наименьшей громкостью в звуковой передаче. Измеряется в децибелах.
Макродинамика – способность аудиосистемы передавать значительные перепады динамического диапазона (например, «пианиссимо – фортиссимо») с сохранением пропорции звукового давления.
Микродинамика – способность аудиосистемы передавать мельчайшие изменения звукового сигнала (например, «пиано – пианиссимо»).
Разборчивость (артикуляция) – отношение числа правильно принятых слогов к общему числу произнесенных слогов. Для определения разборчивости пользуются специальными сочетаниями слогов, исключающими возможность угадывания слога по смыслу.
Разрешение – способность аудиосистемы разборчиво передавать один или несколько одновременно звучащих инструментов, не смешивая их.
Детальность – способность передачи аудиосистемой всех тонкостей и нюансов, присутствующих в исходном сигнале.
Реверберация – остаточное «послезвучание» в закрытых помещениях, после того как источник звука перестал действовать. Существует благодаря многократным отражениям звука от разных поверхностей – стен, пола, потолка. Реверберация измеряется разницей во времени между прекращением звучания источника и спаданием звукового давления до 10-3 его начального значения.