«Нами никто не командовал, Кутузов не сходил даже с места» - сокрушался генерал Раевский после кровопролитного сражения.
Слабый левый фланг
Ставка главнокомандующего Кутузова во время всего боя находилась на правом фланге Русской армии, около деревни Горки, где командующий собрал огромное количество войск. С этого места окинуть все поле боя было практически невозможно, да и во время всей битвы правый фланг Русской армии оказался не задействован.
С самого начала сражения было понятно, что фронт русских войск сильно растянут. Кутузов это не мог не видеть, а перегруппировать войска между Старой и Новой Смоленскими дорогами он даже не попытался.
Наполеон расположил свою ставку практически по центру и поле битвы с этой позиции он видел, как на ладони. Совершенно естественно, что основной удар французских войск был нанесен по левому флангу. Мощнейший удар артиллерии и последующая атака французов смяли левый фланг князя Багратиона. Запоздавшее перемещение войск с правого фланга ситуацию не спасло, левый фланг начал отступать, постепенно загибая позиции.
Шевардинский редут был опорой левого фланга русского фронта, что оказалось ошибкой Кутузова, так как весь фронт русских войск был развернут к противнику левым флангом. После взятия Шевардинского редута Наполеоном, эту нелепую ошибку попытались исправить отклонением левого фланга к Семеновским высотам.
Корпус Тучкова
Корпус генерала Тучкова, скрытно оставленный Кутузовым у деревни Утицы на Старой Смоленской дороге, должен был нанести контрудар по французским войскам. Но вот скрыть 20-ти тысячный корпус, на практически открытой местности, от французов не удалось. Они узнали о нем сразу.
Кутузов рассчитывал оттянуть на корпус генерала Тучкова регулярные французские войска, но этого не произошло. Против корпуса Тучкова Наполеон выставил 5-й польский корпус генерала Понятовского.
Да и князь Багратион, видя плачевное состояние левого фланга, отдал приказ Тучкову направить к флешам 3-ю дивизию.
Так что, задача корпуса Тучкова была полностью нарушена.
Рейд кавалерии
Рейд русской кавалерии, предложенный Кутузову штабными офицерами, серьезно повлиять на исход битвы никак не мог, так как исход битвы решался не на правом фланге, а на левом. Он лишь немного смог отвлечь внимание Наполеона от основной битвы.
Ко всему еще, атака регулярной кавалерии Уварова не была поддержана казаками, так как атаман Платов во время рейда был пьян и не мог в полной мере руководить своими казаками.
Поэтому рейд кавалерии, считавшийся полководческим «гением» Кутузова, был лишь не слишком эффективной тактической демонстрацией.
В Бородинском сражении Наполеону постоянно удавалось создавать превосходство практически на всех участках фронта. Поэтому потери русской армии оказались намного больше, чем французские, хотя Наполеон наступал, а русские оборонялись. Наполеон сумел в Бородинском сражении сохранить свои резервы, что не удалось Кутузову.
Что касается Кутузова, лишь благодаря умелому командованию выдающихся русских полководцев и самоотверженному героизму русских солдат, главнокомандующий сумел избежать серьезного поражения.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.