Найти тему
ПравоРоботов

Криптовалюты. Нужен ли закон?

Оглавление

Основной интерес властей РФ, который должен быть учтен в законе регулирующим криптовалюты в России, если он когда-нибудь все-таки будет принят, – это обязанность крипто-инвесторов платить налоги с полученных доходов именно в России, вне зависимости от того, где была совершена продажа. И это не уникальная история применимая только к России – все страны заинтересованы в получении дополнительных налоговых отчислений. И скорее всего и со стороны крипто-инвесторов негатива по отношению к такой инициативе не будет, т.к. всем будет спокойней жить в правовом поле.

Любые иные положения, будь они разрешительные или запретительные, уже не столь важны, т.к. в итоге, учитывая трансграничность криптовалют и крипто экономики, и учитывая что все происходит онлайн, их должным образом крайне сложно зарегулировать «оффлайн», и в связи с этим более развернутое и полное законодательство может просто не исполняться. Как вариант – можно принять в рамках мировой общественности некую декларацию, содержащую основные принципы криптовалют, и присоединение и ратификация данной декларации означала бы легализацию криптовалют на каждой присоединившейся территории в соответствии с общемировыми принципами и терминами. И это было бы наилучшим решением для данного вопроса.

При этом данная ситуация не распространяется на порядок проведение ICO/ITO которые могут и должны быть зарегулированы на региональном уровне, но именно с точки зрения порядка регистрации и проведения ICO, территории проведения и территории сбора инвестиций.

Как следует определять крипто-токены?

Токены обладают большинством характеристик присущих ценным бумагам, что в свою очередь скорее роднит их с цифровыми активами. С другой стороны, пусть и на не урегулированном рынке, но токены имеют в определенном смысле свободное хождение и продажу, следовательно, токены могут выступать товаром. Ну и в-третьих, зная конвертацию токена к валюте, можно провести аналогию по условному курсу обмена одной валюты к другой (например, доллар – евро), который также не происходит 1 к 1, и, следовательно, токен обладает признаками денежных средств. Таким образом, можно предположить, что токены обладают сразу рядом характеристик присущих разным видам активов, в связи с чем они не могут подпадать под какие-то определенные уже известные законодательству рамки. Именно поэтому, рано или поздно законодателям все-таки придется придумать для токенов некое новое, не похожее по своей природе ни на что определение.

-2

Должны ли регулироваться криптобиржи?

Вариант со СРО несомненно возможен, тем более учитывая, что такой принцип работает и в ряде других отраслей, однако на практике уже есть достаточное количество случаев, когда деньги на криптобиржах подвешивались или вовсе пропадали, что в свою очередь наталкивает на мысли о регуляторе. По логике, к криптобиржам больше подходит лицензированная банковская деятельность на осуществление банковских операций, с обязательными резервами и ответственностью, однако в этом случае следует все таки учитывать трансграничность таких операций, и, следовательно, стоит разрабатывать единые стандарты для криптобирж на глобальном, мировом уровне, для того чтобы у крипто-экономики не осталось теневых зон, зарегистрировав домен в которой можно было бы обойти лицензионные требования.

-3

Уничтожит ли регулирование основное декларируемое преимущество криптовалют — децентрализованность?

Ключевой вопрос регулирования криптовалют — каким образом вообще можно зарегулировать децентрализованные отношения? И, наверное, главный вопрос – надо ли вообще законодательно регулировать на локальном уровне децентрализованные отношения? Очевидно, что радикальных мер применять не стоит, и правительствам стран следует сконцентрировать свое внимание в первую очередь на установлении режима налогообложения, чем на придумывании ограничений тому, что ограничить в принципе нельзя. И такой подход, несомненно, в скором времени принесет свои положительные плоды, в отличие от желания все загнать в законодательные рамки, и тем самым искусственно отгородиться от данного глобального процесса, что в итоге принесет не только репутационные риски, но и финансовые убытки бюджету