У вас ведь тоже периодически всплывает реклама: “Как написать книгу за 30 дней?”, “Как написать роман за 90 дней?”, “Как сдать рукопись за два месяца?” и прочее. Сразу дам спойлер. Я очень скептически отношусь к подобного рода заявлениям. Хотя, конечно, тоже надеюсь найти волшебную таблетку. Из серии: как питаться одними шоколадками, тортами и пиццей пять сыров и иметь фигуру эльфийки :)
А теперь главный спойлер: написать книгу можно хоть за неделю. И нет, не ширпотреб. А достойнейшую книгу, которая войдёт в золотой фонд мирового литературного наследия.
Так как?!!
Будем разбираться.
Как мы привыкли думать? Достойная книга пишется очень долго. А что говорят цифры?
“Анна Каренина” (Толстой) - 4 года (хотя Лев Николаевич, окрылённый идеей, говорил друзьям, что закончит роман за неделю)
“Унесённые ветром” (Митчелл) - 10 лет
“Щегол” (Тартт) - 10 лет
“Атлант расправил плечи” (Айн Рэнд) - 12 лет
“Мастер и Маргарита” (Булгаков) - 12 лет
“Властелин колец” (Толкин) - 20 лет
“Фауст” (Гёте) - 60 лет (хотя что-то звучит сомнительно)
Тут, правда, вопрос: что считать временем работы над рукописью? Собственно, написание текста? Чисто время написания рукописи без учёта перерывов в работе? Время от идеи до публикации? Тогда и у меня есть книги, которые я пишу уже добрые 10-12 лет :)
А что у нас с рекордсменами?
“Три мушкетера”, “Граф Монте-Кристо”, “Королева Марго”, ещё два романа, 1 сборник сказок (Дюма) - за 1 год (1844)
“Кэрри” (Кинг) - 3 месяца
“Остаток дня” (Исигуро) - 1 месяц
“Портрет Дориана Грея” (Уайльд) - 3 недели
“Бегущий человек” (Кинг) - 10 дней
“Сказать жизни “да!” (Франкл) - 9 дней
“Собака на сене” (Лопе де Вега) - 3 дня
С последним, кстати, интересная история. Говорят, испанец не тратил на рукопись больше 3 дней. Принципиально. Дескать, а нафига? Судя по наследию, так оно и было: 2000 пьес, 3000 сонетов. А там - пусть редактор редактирует и вообще селекционный отбор. Или же на него работали литературные негры…
Александр Дюма - тоже маньячелло. В тот продуктивный период, что 5 романов в год, он писал со скоростью 24 тысячи букв в день. Это равняется примерно 15 вордовским страницам в день (шрифт 14, интервал 1). Причина? Страсть и жадность. Без страсти к сочинительству так работать просто не реально. А жадность - т.к. он к тому времени был известным писателем, публиковал романы по частям в разных журналах (и даже конкурирующих), которые ему платили за количество строк. Мотивация 80-го уровня.
А что, если я нормальный человек?
Хорошо разбираться в теме
Виктор Франкл надиктовал книгу за 9 дней, потому что прошёл через концлагерь, и нужно было выплеснуть весь опыт и эмоции, которые скопились внутри.
1. Я не призываю вас помещать себя в экстремальные условия, но это явный способ получить материал для книги. И материал, скорее всего, сильный.
2. Подумайте, где ваша золотая жила богатого жизненного опыта.
Схема работы:
А: Скелет
1. Выписываем варианты темы (то, о чём хорошо знаете; истории, которые вы или ваши знакомые прожили, которые вы знаете от и до; то, о чём вам интересно узнать; то, что вам очень-очень-очень нравится).
2. Проведите идеям кастинг:
Какую из идей я перепишу в текст быстрее всего?
Какая из идей может стать полноценной книгой?
Какая из идей мне нравится больше всего?
3. Идея с тремя ответами “да” побеждает. Если такой нет, беритесь за ту, по которой больше всего материала, которую вы сможете написать быстрее всего, которая вам интересна (приоритеты именно такие).
4. Запишите все тезисы, которые сможете придумать по выбранной идее-теме-истории.
5. Расширяйте тезисы. Записывайте куски. Структурируйте материал, создайте композицию будущей книги, короче, наведите порядок, что за чем идёт.
Б: мясо
6. Собственно, пишите книгу.
Подчеркну: пишите, не редактируйте. И даже не перечитывайте. Дайте мясо!!!
В: кожа, ногти, волосы
7. Перечитывайте, редактируйте.
8. Переписывайте и редактируйте.
9. Финальные правки и стилистические украшательства. Короче, сделайте причёску (коротенький боб или сложную укладку а-ля корабль - это на ваш вкус).
Метод снежинки
Похож на предыдущий метод. Снежинка больше подходит для написания художки. И хороша в тех случаях, когда вас просто манит идея, но вы не знаете, с чего начать. Скажем, хотите создать некий фантастический мир, а гор-лесов-наций нет.
В основе - тоже постепенность и план:
1. О чем будущая книга? 1 предложение.
2. О чем книга? 1 абзац: завязка, кульминация, развязка; конфликт.
3. Герои кто. Антагонист кто. В целом.
4. Распишите подробнее сюжет. Каждый элемент из шага 2 пишем более подробно.
5. Пишем досье на каждого персонажа (по 1 странице).
6. Расширяем сюжет. Пишем подробнее каждую линию, каждый поворот.
7. Расширяем портреты персонажей. Нужные подробности вплетаем в сюжет.
8. Разбиваем повествование на сцены. Решаем вопрос композиции. Решаем, от чьего лица ведётся повествование.
9. Просматриваем сцены, добавляем детали, делаем наброски. Проверяем, чтобы все сцены имели значение для повествования.
10. Пишем текст.
Писать и переписывать
Это вариант для интуитов, иррационалов и хаотиков. Короче, классика людей творческих:)
А ещё это действенный (и единственный) способ качать писательскую мышцу.
Суть такова:
пишем всё, что относится к делу (фрагментами или от начала и до конца, можно с пропусками). Пишем ещё. Отходим на пару шагов, как художник. Осматриваем творение. Каким-либо образом структурируем. Пишем ещё. Перечитываем. Переписываем. Пишем ещё. Переписываем всё это вместе. И так до тех пор, пока не почувствуем внутреннее удовлетворение.
Синопсис
В целом похоже на первые два метода. Сперва создаём чёткий и подробный синопсис, а потом уже пишем текст.
Здесь главное - создать увлекательную историю. Держим фокус на сюжете.
Придумываем историю сцена за сценой. Добавляем больше напряжения, интриги, драмы, неожиданных поворотов.
Особое внимание уделяем кульминации и конфликтам.
Подробно пишем пересказ каждой сцены.
Порой создание крепкого синопсиса занимает больше времени, чем написание самого текста. На Западе могут купить синопсис и дать задаток на написание книги. Да и при пересылке рукописи в издательство синопсис - обязательная часть (не важно, начинали с него или написали после).
Предварительная работа
Важно провести предварительное исследование. Набрать материал, провести интервью (если нужно), набрать черновые записи там и здесь, продумать, что может относиться к сюжету, хорошенько исследовать истории персонажей, их взаимосвязи.
Критично, если автор берётся за историческую прозу, фэнтези, фантастику, зарубежные локации и реалии. Конечно, если мы говорим о чём-то серьёзном.
Когда накапливается критическая масса, история выписывается сама. Или по крайней мере у автора появляется большое подспорье для написания достоверной истории.
Что нашла для себя оптимальным я
Моя цель - писать всё лучше и лучше с каждым разом. Для этого нужно писать. Поэтому я пишу практически каждый день. Разное.
При этом стараюсь держать в работе одну большую историю. Для неё я постепенно набираю материал, наброски, отдельные сцены, исследую причины поведения персонажей или причины произошедших событий, пытаюсь понять, что будет дальше и т.д.
Когда набирается большое количество материала, я сажусь планомерно писать историю. А иногда из отдельных историй можно собрать одну историю, объединив их каким-либо композиционным решением.
Итого:
1 история в работе (исследование, визуализация и т.д.).
писать каждый день, чтобы тренировать мышцу
И ещё
Написать книгу быстро можно. Но это скорее исключение и результат огромной предварительной работы. Плюс гораздо больше книг, которые писались долго, очень долго. С другой стороны, давать себе 20 лет на книгу - это нууу… как-то…
Мы живём не в 19 веке. И скорее всего не располагаем прорвой свободного времени и десятком доходных поместий.
Так что рецепт такой:
намерение + постоянство + современные подходы + здравый смысл + строгий дедлайн = книга.
Пара лайфхаков на пути к цели:
Самодисциплина
Писать вместе с другом (поддержка, отчетность)
Участвовать в марафонах (НаНоРайМо, локальные, организованные самостоятельно и т.д.)
Мой опыт
Да, я написала книгу за 30 дней. “Хроники Кампура” (43 тысячи слов).
Но это было не с нуля:
1. У меня была проведена подготовительная работа.
2. Идея появилась задолго до написания цикла.
3. Были готовы целые куски (что-то шло целиком, что-то ооочень жестко переписывалось).
Рукопись я ещё хочу пересмотреть. Как минимум, ещё раз внимательно отредактировать. Возможно, что-то переписать или дописать.
Но мясо было действительно готово за 30 дней.
Короче, пишите ;)