Найти тему
anxiety.

Синдром Каннера.

Синдром Каннера – непроцессуальный вариант детского аутизма, ядерная форма.

Клинические проявления:

  • Невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни.
  • Аутизм – “уход в себя”, проявляется в виде самоизоляции с неспособностью к установлению контакта с окружающими:
    - ребенок погружен в свой внутренний мир;
    - смотрит “мимо” детей, играет “около”;
    - не отвечает на обращенные к нему вопросы;
    - речь нередко обращена в пространство, ответы носят характер непосредственных и отставленных эхолалий;
    - нередко называет себя во 2-м или 3-ем лице.
  • Отсутствует адекватное эмоциональное реагирование.
  • Внешне это обычно красивые дети с “задумчивым, сонным, отрешенным” лицом (“лицо принца” по Каннеру) - настороженно-напряженным и недовольным в присутствии людей и удовлетворенным при их уходе.
  • Обращает на себя внимание крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными. Также отмечается слабость эмоционального резонанса с гиперестезией к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Т.е. окружающая среда для них является источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается отрицательнымфоном настроения.
  • Болезненная гиперестезия и эмоциональный дискомфорт приводят к повышенной боязливости, легкости возникновения страхов у детей-аутистов.
  • Для аутичных детей типичен “феномен тождества” - стремление поддерживать и сохранять неизменность окружающей обстановки. Казалось бы не замечающий ничего вокруг, ребенок может отреагировать бурным и непонятным для родителей возбуждением в ответ на незначительные изменения в окружающем.
  • Поэтому для детей-аутистов характерно отсутствие или недостаточность зрительного контакта.
    Отсутствие взгляда в лицо создает трудное и для родителей, и для врача переживание отстраненности, отчуждения, приводящее к попыткам активно стимулировать зрительный контакт. Но результатом чаще всего становится полное прекращение контакта.
  • При аутизме отсутствует поведенческая ориентировка на людей, отмечается неспособность к отличению их от неодушевленных предметов.
  • Физический контакт, если и случается, носит неуклюжий и очень манипулятивный характер, нередко производя формальное впечатление агрессии: ребенок может наступить на голову другому ребенку или обнять за голову так, что тот не может дышать.
  • Прогноз при детском аутизме зависит:
    - от тяжести собственно аутистических проявлений,
    - наличия или отсутствия выраженных органических поражений,
    - темпа развития интеллекта и речи,
    - и времени начала лечения.    
  • Аутизм, как его понимал Каннер, отличается от шизофрении отсутствием процессуальной прогредиентности и имеет тенденции к положительной динамике.
    Динамика стержневых для аутизма коммуникативных трудностей обнаруживает ряд закономерностей, выявляемых по мере спонтанного или терапевтического улучшения состояния. Первоначально отсутствующий или грубо недостаточный контакт с матерью сменяется симбиотическим, что происходит у разных детей в разном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей динамики созревания - у одних детей в 2-3 года, у других - в 5-7 лет. На этом этапе сепарация от матери приводит к тревоге, протестам, а в крайних случаях - к реакциям психотического типа. По мере сглаживания симбиотического контакта с матерью постепенно развиваются контакты с другими людьми: сначала с близкими и хорошо знакомыми взрослыми, затем с более широким кругом взрослых и старшими детьми, затем с детьми младше себя и лишь в последнюю очередь со сверстниками.

Синдром Аспергера.