Зачем королеве Франции понадобилось три памятника, и почему одно из них жутко страшное?
В прошлый раз я рассказала, как странно похоронили её бабушку -- надгробие изображало мертвое/живое тело, с вылезающими червяками. Это было сделано по средневековому обычаю memento mori -- напоминанию о том, что все мы смертны. Теперь расскажу, как похоронили саму королеву Екатерины Медичи. Вернее, как выглядят её надгробия, и почему их так много.
Первое — самое страшное
Королева, которую мы помним по романам Дюма, прожила долгую жизнь. Заказом памятников себе на могилу она занималась сама. Муж её Генрих II к этому времени погиб на турнире (в 1559 году), ему она заказывала надгробия за компанию.
Первый надгробный памятник для королевы был выполнен итальянским скульптором Джироламо делла Роббиа в 1565 году. Вообще он был мастером ренессансным (из знаменитого рода делла Роббиа, который специализировался на цветных керамических мадоннах), обычно его работы были гармоничными и красивыми. Но для французской заказчицы, которая жила в стране, где пугающие средневековые мотивы еще не вышли из моды, Джироламо делла Роббиа изваял вот такое надгробие, в нормальных таких готических традициях изображать покойников покойниками.
Хотя такой пугающий облик надгробия (для нас непривычный, а для французов той эпохи вполне стандартный) наверняка обговаривался с заказчицей, прежде чем скульптор принялся за работу, однако в итоге в дело надгробие не пошло. Екатерина Медичи его завернула. Да и в 1566 году Джироламо делла Роббиа умер (так что, может, тут еще незакончена скульптура). Не ясно, начал ли он вообще ваять надгробие покойного короля.
Второе — я красотка, а вот муж — страшный труп!
Генрих II к тому времени, напомню, уже давно был покойник, на престоле правили поочередно три его сына, а вдовица Екатерина Медичи все заказывала и заказывала, не могла его никак нормально упокоить.
Следующим нанятым ею мастером был знаменитый французский скульптор по имени Жермен Пилон. В 1570-е он изваял парное надгробие Генриха II и Екатерины Медичи. Они опять были изображены в виде лежащих обнаженных трупов (обнаженных -- потому что на тот свет мы приходим нагими, это по-христиански, так изображать).
Но если покойный Генрих II, который не мог протестовать уже, был изображен нормально, по средневековой традиции, реальным мертвым телом, искривленным посмертной судорогой, то с Екатериной Медичи, живой заказчицей, ситуация была совсем другая. Посмотрите, чисто Венера Боттичелли! Жермен Пилон явно слышал о ситуации с предыдущим исполнителем.
Королева эти мраморные изваяния одобрила, слава богу. И, наконец, начала мужу нормальную могилу сооружать. Погребли его в Базилике Сен-Дени. А над надгробием возвели целый мраморный мавзолей с колоннами.
На крыше этого мавзолея, кстати, стоят еще два бронзовых изображения Генриха и Екатерины, коленопреклоненными в молении. Я фотографию вам покажу, но только для любопытства. Потому что третьим надгробием будут-таки не они.
Третье — все-таки нет ничего лучше традиции
Бронзовые коленопреклоненные статуи, кстати, тоже ваял Жермен Пилон, которому наверняка со временем поднадоел этот заказ и этот заказчик. В общем, положили мраморные надгробия, соорудили над ними конструкцию, вроде все в порядке.
А Екатерина Медичи все живет... И вот прошло еще 10 лет. Что-то, думает, давно я себе с мужем надгробий не заказывала!
И в 1583 году бедный Жермен Пилон получил заказ на изваяние надгробий. Правда, предназначались они не для могилы, а для алтаря, чтобы красиво его так обрамлять. Но все равно, это были явные надгробия. На сей раз ТЗ было сугубо консервативным, безо всяких этих ваших пугающих готских заигрываний со смертью.
И вот прошло еще несколько лет, наступил 1589. Сидит Жермен Пилон в своей мастерской в Париже, пьет бургундское. И тут прибегает к нему гонец, и кричит:
— Королева! Королева Екатерина Медичи...
— О боже! — вскакивает Пилон. — Опять!
— Нет! Королева умерла!
Описывать эмоции Жермена Пилона не буду. Добавлю только, что ему до этого довелось еще изваять отдельную скульптурную группу, в которую королева Екатерина Медичи поместила отдельно сердце своего мужа, хирургическим путем вынутое из грудины. Такой милый французский обычай, хоронить сердца монархов отдельно.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.