Говорят, что если бы не было карт, то не было бы и великой русской литературы. В этой статье я расскажу о русских писателях, которые не в силах были противостоять пагубной страсти к азартным играм, и что из этого вышло (спойлер: не всегда плохое).
Возможно, Гавриил Романович Державин и не самый читаемый русский писатель, но именно от него получил эстафетную палочку Пушкин, да-да, это старик Державин заметил А.С. и, в гроб сходя, благословил. Так вот, Гаврила Романович был весьма колоритной фигурой, любил жизнь во всех проявлениях и одно время даже был профессиональным карточным шулером. Дело в том, что проиграв однажды все родительские деньги, переданные ему на покупку имения, Державин занял такую же сумму и имение купил, но долгое время был должен. А так как отдавать было нечем, он решил изучить все шулерские приемы и отыграть деньги во что бы то ни было. Так поэт стал известным каталой. К чести Державина надо сказать, что иногда его благородная натура помогала спасать несчастных жертв других шулеров. В итоге, долги Гаврила Романович выплатил, страсть к азартным играм преодолел и стал первым поэтом своего времени.
Про пушкинскую игру в карты ходили легенды. В жандармском списке картежников Москвы Пушкин был под тридцать шестым номером: «36. Пушкин, известный банкомет». Страсть к картам у нашего гения была настолько сильна, что однажды он признался другу в том, что отказался бы и от самой жизни, если б в ней не было игры. Однажды Пушкин за вечер проиграл 25 000 рублей! И это при годовом жаловании в 700 рублей! Также из-за лудомании (так по-научному называется страсть к азартным играм) мы с вами чуть было не лишились нескольких глав Онегина, но, слава Богу, Александр Сергеевич их отграл. К слову сказать, Пушкину редко везло, и его мог обыграть и самый некудышний игрок. В результате, после гибели долги поэта и содержание его детей пришлось оплачивать государству. Хотя по большому счету, еще вопрос, кто кому остался должен.
Гоголь хоть и не любил карт и вообще предпочитал вязать и вышивать крестиком, но именно в его произведениях эта пагубная человеческая страсть нашла максимально яркое воплощение, так как часто оказывалась главным сюжетным двигателем. Как, например, В «Ревизоре», где Хлестаков проигрался в пух и потому поневоле заварил эту кашу. А «Игроки» - это вообще трикстерский гимн.
Кстати, Гоголь, еще по молодости, приехав в столицу, первым делом хотел, конечно, Пушкина увидеть и, выпив для храбрости, постучался в дом поэта. На стук вышел слуга и сообщил, что солнце русской поэзии еще не встало. Время было к обеду, и Гоголь, благоговея, уточнил: Верно, всю ночь работал? Какое там, - зевая протянул слуга — в карты играли-с. По признанию Николая Васильевича, именно это и было первым его столкновением с реальностью, сформировавшим его творческий метод.
Не всё то плохо, что хорошо))
Понравилась статья? Читайте продолжение в следующей!