В других весь цвет, вся гниль Империй,
Всё золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
В конце 19-го века основным направлением развития Российской империи стал Дальний Восток. Усиленно создавалась инфраструктура,строился Транссиб и КВЖД,крепости и военно-морские базы. Было принято решение о создании третьего российского флота-на Тихом океане.В 1898 году была принята специальная судостроительная программа «для нужд Дальнего Востока». Все военные и административные вопросы на востоке России решались Главным начальником и командующим войсками Квантунской области и морскими силами Тихого океана .Им был назначен вице-адмирал Е.И. Алексеев.
19 августа 1899 года Алексеев был назначен Главным начальником и командующим войсками Квантунской области и морскими силами Тихого океана, участвовал в подавлении Ихэтуаньского восстания, за что награждён 26 сентября 1900 года золотой, украшенной бриллиантами, саблей с надписью «Таку, Тяньцзин, Пекин 1900 г.» 30 июня 1903 года Алексеев был назначен наместником Его Императорского Величества на Дальнем Востоке. В связи с началом русско-японской войны, 28 января 1904 года Евгений Иванович был назначен Главнокомандующим сухопутными и морскими силами в Тихом океане. После гибели адмирала С. О. Макарова до 22 апреля непосредственно командовал Тихоокеанским флотом. 12 октября 1904 года, после сражения на реке Шахе, он уступил место главнокомандующего генералу Куропаткину. 8 июня 1905 года Алексеев был уволен от должности наместника с назначением членом Государственного совета.
За какие заслуги этот ничем не примечательный чиновник попал на очень ответственный пост никто не понимал тогда и никто не понял до сих пор. Самая распространенная версия-что Алексеев-внебрачный сын Александра II .
28 июля 1899 года временно управляющий Морским министерством начальник Главного морского штаба вице-адмирал Ф.К. Авелан распорядился запросить начальника Балтийского завода С.К. Ратника на предмет предоставления им к 4 августа предварительных соображений по постройке «посыльного судна для Тихого океана, без палубной брони, с одним только артиллерийским вооружением, состоящим из весьма ограниченного числа 75-мм пушек, со скоростью хода в 20 узлов, возможно большими удобствами для жилья» и водоизмещением не более 2500 тонн. Соответственно, речь шла о вооруженной яхте для наместника на Дальнем Востоке. Расстояния в этом регионе были впечатляющими,а сухопутные пути сообщений либо отсутствовали либо были небезопасны.
Строителем судна официально назначили известного корабельного инженера А.И. Моисеева. Постройку «небоевого посыльного судна» поручили Балтийскому судостроительному и механическому заводу ,а дизайн -и внутренних помещений и наружного декора разрабатывал главный архитектор Балтийского завода художник-маринист Н.Д. Прокофьев .
12 сентября 1902 года на Балтийском судостроительном заводе в Высочайшем присутствии торжественно провели спуск на воду эскадренного броненосца «Князь Суворов» и закладку крейсера 2-го ранга «Алмаз». Уже в 11 часов утра на место прибыли начальник Главного морского штаба вице-адмирал Ф.К. Авелан и королева эллинов Ольга Константиновна с королевичем Христофором.В 11 часов 10 минут на яхте «Александрия» прибыл из Петергофа под своим брейд-вымпелом Николай II. После торжественной церемонии спуска на воду эскадренного броненосца «Князь Суворов» император совершил церемонию закладки крейсера «Алмаз» на открытом стапеле Балтийского завода. Во время торжественного церемониала Николай II, приняв закладную серебряную доску, изволил собственноручно окрасить суриком специальное гнездо, заложить в него своеобразный паспорт крейсера и даже символически расклепать одну из четырех раскаленных заклепок, соединяющих крышку с корпусом закладной ниши. Вторую заклепку расклепала королева эллинов, третью – управляющий Морским министерством и четвертую – начальник Главного Морского штаба. Так судьба впервые свела будущий флагман 2-й Тихоокеанской эскадры и крейсер 2-го ранга "Алмаз".
4 мая 1901 года Высочайшим приказом по Морскому ведомству крейсер 2-го ранга «Алмаз» официально зачислен в списки военно-морских судов российского флота . Газеты писали, что крейсер «Алмаз» предназначен в распоряжение начальника Квантунского полуострова и командующего сухопутными и морскими силами Дальнего Востока. 20 мая 1903 года в торжественной обстановке крейсер сошел на воду. Рождение «Алмаза» совпало с большими торжествами в Санкт-Петербурге: 16 мая 1903 года вся Россия праздновала 200-летие столицы империи.
Вступил в строй корабль,классифицированный как крейсер 2-го ранга, в ноябре 1903 года. У питерских корабелов получился элегантный белоснежный двухтрубный корабль. Конечно,в стиль современных итальянских пластиковых шедевров дизайна он бы не вписался,но для начала 20-го века это была превосходно оформленная яхта,только с вооружением и приписанная к военно-морскому флоту.
Корабль отличался дорогой отделкой внутренних помещений. Крытая дорогим тиком верхняя палуба на стальной тонкой подложке («броневая защита»), обставленные кожаной мягкой мебелью адмиральский салон и офицерские помещения, зеркала, персидские ковры, великолепный кабинет, изящная отделка кают-компании . Крейсер сверкал, как драгоценный камень, и полностью соответствовал своему названию. Директор Балтийского завода К.К. Ратник лично проектировал для крейсера «Алмаз» рубку в русском стиле из полированного дуба.
Общая стоимость постройки составила около 2,5 млн. рублей. Для сравнения строившийся в Германии знаменитый «Новик» стоил примерно 3,3 млн. рублей, построенный в Дании «Боярин» — около 3,6 млн., крейсеры «Жемчуг» и «Изумруд» около 3,5 млн. Но это были реально боевые корабли.
Разумеется это была яхта с недостаточной для использования в качестве разведчика скоростью, отсутствием должных мореходных качеств и вооружения. На корабле отсутствовало бронирование, а по первоначальному артиллерийскому вооружению «Алмаз» был близок к эсминцам. Тем не менее,корабль был зачислен в состав действующих военных кораблей . Тогда никому и в голову не могло прийти, что корабль, строившийся для представительских целей, будет принимать активное участие в русско-японской и Первой мировой войнах.
По личному распоряжению Авелана вместо двух (из 6-ти по первоначальному проекту)бортовых 75-мм орудий установили четыре 47-мм салютные пушки. К чести Е.И. Алексеева надо отметить,что одним из его немногих замечаний к проекту был возврат к варианту с шестью пушками,но именно оно было проигнорировано.
Во время испытаний ,начатых 20 ноября 1903 года при водоизмещении 3175 тонн крейсер развил скорость 19 узлов. Но отмечались шум и нагревание в машинах,в штоках цилиндров высокого давления — вплоть до выплавления металла. 6 декабря после замены штоков были проведены повторные испытания, показавшие, что недостатки механизмов устранены. 9 декабря, после двухдневного перехода Ревель — о. Борнхольм — Либава, было получено разрешение на переход на Тихий океан.
"Алмаз"Балтийский завод, Санкт-Петербург Заложен 12 сентября 1902 года. Спущен на воду 20 мая 1903 года. Введён в эксплуатацию в декабре 1903 года. Выведен из состава флота в октябре 1924 года.В 1934 году разобран на металл
Водоизмещение 3285 тонн. Длина 111,4 м. Ширина 13,3 м. Осадка 4,9 м. Бронирования нет. Двигатели-16 котлов Бельвиля,7950 л. с.. Движитель-2 винта. Скорость хода 19 узлов. Дальность плавания 3350 морских миль при 10 узлах. Экипаж 295 человек.
Вооружение-4 × 75-мм ,6 × 47-мм
с 1905 года: 3 × 120-мм,10 × 75-мм,2 × 47-мм
с 1916 года: 7 × 120-мм, Зенитная артиллерия- с 1916 года: 3 × 76-мм. Авиационная группа с 1916 года: 4 гидросамолёта
По итоговому проекту вооружение крейсера «Алмаз» составляли 4 75-мм орудия и 4 47-мм орудия. Оба типа орудий использовались в Русском флоте для противоминной борьбы. И если 75-мм орудия на тот момент могли выполнять свои функции, то 47-мм пушки были пригодны в основном для салютов (для которых, в общем, и предназначались). Впоследствии вооружение крейсера претерпело ряд изменений.
В общих чертах проект, в котором за основу были взяты близкие по водоизмещению (а отчасти и по предназначению) «Светлана» и «Память Меркурия», представлял собой 2 500-тонное судно с клиперским форштевнем, седловатой палубой, легким рангоутом, двумя паровыми машинами, работавшими на два вала, котлами системы «Бельвилль». Личные и рабочие помещения Е. И. Алексеева разместились в просторной рубке в кормовой части, прикрытой сверху открытой палубой. Там же — в корме разместились штабные помещения, для чего командный состав корабля «переселили» на полубак к матросам.
Электроэнергия на крейсере «Алмаз» вырабатывалась тремя динамомашинами производства завода «Вольта» (105В, 320А) с паровым приводом. Все динамомашины размещались в одном отсеке на носовой платформе. Это давало больший комфорт главному пассажиру ,избавляя его нежный слух от монотонного гула,но было смертельно опасно для боевого корабля(одно попадание полностью лишало корабль электричества),что подтвердила гибель крейсера "Светлана" в Цусимском сражении.
По требованию Алексеева на борту корабля была размещена радиостанция. Внутрикорабельная связь обеспечивалась переговорными трубами, колоколами, звонками и 14 телефонными аппаратами системы Колбасьева. Экипаж включал в себя 12 офицеров, 50 человек среднего командного состава и 224 матроса.
По первоначальному плану на Дальний Восток в декабре должен был уйти отряд контр-адмирала Вирениуса , состоявший из крейсеров «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Алмаз» с большим отрядом новых миноносцев. 16 декабря 1903 года "Алмаз" покинул аванпорт порта Императора Александра III и, имея под парами шесть котлов, лег курсом на Киль. Во время стоянки в Танжере экипаж крейсера застала новость о начале войны с Японией.
18 мая 1904 года началось дооснащение «Алмаза», включенного в состав 2 Тихоокеанской эскадры, для усиления его боеспособности. Вооружение дополнилось еще четырьмя никчемными 47-мм пушками Гочкиса (их число было доведено до восьми) и двумя пулеметами. Боевой ценности в составе эскадры корабль не представлял,ни для разведки ни для боя,просто в эскадру включали все,что могло выдержать переход на Дальний Восток,дабы набрать больше вымпелов. 1 июля крейсер перешел в Кронштадт, а затем в Ревель, где собиралась наспех сколоченная из старых и новых, подходящих и совершенно неподходящих для войны кораблей. 2 октября 1904 года «Алмаз» отправился на Дальний восток в составе 1 эшелона 2 Тихоокеанской эскадры. В этом переходе он шел под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста. В составе отряда также был крейсеры «Дмитрий Донской», «Светлана», «Жемчуг», эсминец «Блестящий» и 2 транспорта. 7 октября эскадра была разделена на 6 отрядов, а «Алмаз» вошел в состав Разведывательного отряда. Вместе со всей эскадрой крейсер поучаствовал в Гулльском инциденте, когда были расстреляны рыболовные суда. Обогнув Европу эскадра сосредоточилась в Танжере. Там эскадра была разделена. «Алмаз», все крейсера и старые броненосцы направились на Тихий океан через Суэц. Через залив Суда и Суэцкий канал отряд проследовал к Мадагаскару, где на рейде Носси-Бэ эскадра должна была соединиться.
В случае столкновения с главными силами японского флота Разведывательный отряд должен был прикрывать транспорты эскадры Рожественского.
14 мая 1905 года ,в середине дня,в Цусимском сражении "Алмаз" одним из первых открыл огонь ,обстреляв японский крейсер "Идзуми". Хотя 3-х дюймовки крейсера явно не были решающими в том бою, с «Алмаза» было выпущено 147 75 мм и 193 47 мм снаряда. Сам крейсер получил 29 попаданий и незначительные повреждения (снарядами была снесена бизань-мачта, уничтожен вельбот, повреждена вторая труба и на время выведен из строя руль) и потерял 5 человек убитыми.Ночью "Алмаз" чудом избежал столкновения с транспортом "Иртыш".Благодаря штурману лейтенанту Григорову был выбран самый безопасный путь для прорыва во Владивосток- вдоль западного побережья.Уже 16 мая "Алмаз",единственный из крупных кораблей эскадры, добрался до Владивостока.17 мая прорвались миноносцы «Грозный» и «Бравый» .
Во Владивостоке,наконец,попытались сделать из "Алмаза "настоящий боевой корабль. На нем теперь стояло три 120-мм орудия Канэ, десять 75 мм. и два 47 мм. Яхты русскому Дальнему Востоку были уже неактуальны.
В ноябре 1905 г. крейсер начал обратный переход на Балтику, перед которым корабль был в очередной раз перевооружен -в исходное состояние— на «Алмазе» оставили лишь шесть трехдюймовок и четыре скорострельных орудия Гочкиса. В Сайгоне остатки русских сил на Тихом океане соединились для совместного перехода — «Цесаревич», «Олег», «Аврора», «Диана» и «Алмаз». На Тихом океане в составе вновь созданной Сибирской флотилии остались лишь «Аскольд» и «Жемчуг».
5 мая 1906 года «Алмаз» был переклассифицирован в посыльное судно (новый класс кораблей Российского императорского флота). Он являлся флагманом Практической эскадры и ходил под флагом ее командующего - Великого князя Александра Михайловича.
В 1908 г. "Алмаз" переклассифицировали в паровую яхту. После ремонта летом 1911 г.он перешел с Балтики в Черное море . В августе 1912 года «Алмаз» прибыл в Ялту, а затем перешел в Севастополь.Использовался как флагманское судно начальника Минной дивизии, командующего флотом, а с с 1912 года, после посещения Императором Николаем II и косметического ремонта входил в тройное подчинение — командующего флотом, морского министра и флаг-капитана Императора контр-адмирала К. Д. Нилова, поскольку относился к «Отряду судов императорской охраны». В феврале 1913 года обновленный «Алмаз» принял участие в мероприятиях, посвященных 300-летию Дома Романовых и снова был посещен Императором.
Когда и в российском флоте начались эксперименты по использованию самолетов на кораблях,после "Кагула" и "Памяти Меркурия" для опыта предназначили и яхту "Алмаз". Технология спуска и приема гидропланов была самой примитивной. Аппарат спускался за борт стрелой и отбуксировывался на безопасное расстояние от корабля катером. Взлет производился только с поверхности моря (разумеется - в штилевую погоду). Возвращение производилось в обратном порядке. Самолеты крепились в специальные стойки, фиксировались бамбуковыми шестами с мягкими тампонами на концах. По приходу на базу самолеты снимались с корабля и устанавливались назад только на время похода. Вооружение «Алмаза» составляли две (с 1916 года - четыре) летающие лодки отечественной конструкции М-5.
Во время войны,в 1916 крейсер вооружили,максимально использовав запас прочности корабля. Отныне на корабле было 7 120 мм орудий. В годы войны «Алмаз» участвовал во многих операциях Черноморского флота. 18 ноября 1914 года сигнальщики «Алмаза» первыми обнаружили линейный крейсер «Гебен». «Алмаз», шедший впереди эскадры на всех парах вернулся, чтобы сообщить об этом командованию. Результатом стал бой у мыса Сарыч, закончившийся повреждением турецкого линейного крейсера и резким снижением его активности на Черном море. 28 марта 1915 года участвовал в первой бомбардировке Босфора. В 1915 году во время бомбардировки Зонгулдака «Алмаз» получил попадание турецкого снаряда с береговой батареи. Пробоина оказалась в районе ватерлинии, однако под нее был заведен пластырь и корабль ушел на ремонт в Батум, потопив по пути турецкое судно. Всего за годы войны на счету «Алмаза» 6 потопленных турецких кораблей. В основном в годы войны «Алмаз» использовался как гидроавиатранспорт. Летающие лодки с него проводили разведку и бомбили укрепления Босфора, вели противолодочную разведку. С 18 октября 1916 года приказом нового командующего флотом А. В. Колчака гидроавиатранспорты «Алмаз», «Император Николай I», «Император Александр I» и «Румыния» были временно сведены в дивизию гидрокрейсеров — первое в мире авианосное соединение. С 16 ноября «Алмаз», более двух лет участвовавший в боях и походах в статусе яхты, наконец был снова причислен к посыльным судам.
Российское командование планировало на 1917 год грандиозную десантную операцию в проливах. Для этого в Одессе формировалась огромная (около 100 единиц) транспортная флотилия. Там же базировался и "Алмаз".Но февральская революция и деградация армии и флота при Временном правительстве поставили крест на этих планах.
В январе 1918 года «Алмаз» принял участие в восстании Румчерода (Центральный исполнительный комитет Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одессы) против власти Украинской центральной рады и в установлении в Одессе Советской власти. На яхте "Алмаз" обосновался Одесский Совет матросских депутатов ,здесь же находился и местный Революционный трибунал .
Знаменитая матросская песня "Яблочко" даже обрела "одесский"вариант- «Эх Яблочко, куда котишься, на «Алмаз» попадешь, не воротишься» .
Среди местной интеллигенции ходили городские легенды о том,что на гидрокрейсере контрреволюционеров сжигали в топках и топили в море ( "Задержанных офицеров бросали в судовые печи или раздевали на палубе и, обливая водой на морозе, дожидались, пока обречённые не покрывались коркой льда, а затем уже сбрасывали ледяную глыбу в море") . Естественно,никакого подтверждения этим сплетням не найдено.
В 1918 году «Алмаз» встал на ремонт у стенки Морского завода в Севастополе, где и был захвачен немцами в мае 1918 года. В ноябре корабль перешел под власть высадившихся в Севастополе союзников. «Алмаз» попал в руки французов, которые угнали его в Константинополь и использовали как плавбазу. Осенью 1919 года корабль был возвращен набравшим силу Вооруженным силам Юга России и включен в состав их Морских сил.
После поражения белых и Новороссийской катастрофы корабли продолжали отстаиваться в базах — для них не было ни угля после потери Донбасса, ни достаточных экипажей. Частичное возрождение флота началось к лету 1920 года, когда Морские силы ВСЮР предприняли ряд операций в Днепро-Бугском лимане, у побережья Сочи и в Азовском море.
На счету "Алмаза"спасение целой казачьей дивизии. 7 октября, получив груз патронов и одно трехдюймовое полевое орудие «Алмаз» в составе отряда вышел из Севастополя. Южнее Сочи между селениями Веселое и Пиленковое (территория нынешнего Олимпийского парка Сочи) на крейсер был взят с берега представитель генерала Фостикова, сообщивший, что дивизия интернирована грузинами и передавший распоряжение идти в Гагры. В Гаграх грузины весьма нервно отреагировали на появление русской эскадры, что вынудило корабли встать на якорь у побережья. Тем не менее, казаков нужно было спасать и ночью началась операция по их посадке на корабли для чего были использованы болиндер(баржа с мотором) и шлюпки «Алмаза».Посадка проводилась на правом берегу реки Бзыбь между Гаграми и Пицундой. До рассвета были спасены 1300 человек. На утро представитель грузинской армии запретил дальнейшую посадку. 15 октября транспорты подошли к берегу с намерением спасти оставшихся (более 4000 казаков и 800 лошадей), но встретили противодействие грузин. Капитан "Алмаза"(и руководитель экспедиции) Григорков получил от командования разрешение на применение силы и известил об этом грузинского командира. Несмотря на противодействие генерала Фостикова, не желавшего "международного конфликта", корабли подошли к берегу, высадили десант и дали несколько предупредительных очередей из пулемета. Несмотря на попытку грузинской артиллерии обстрелять место посадки (стрельба была настолько безрезультатной, что корабли даже не стали подавлять грузинские батареи),эвакуация к утру была завершена и в 3.35 18 октября отряд вышел в Севастополь с 6200 спасенными на борту. За этот подвиг Григорков В. А. был произведен в капитаны 1 ранга. Эта операция стала последней для «Алмаза».
Приказ об эвакуации из Крыма был получен 12 ноября 1920 года . 14 ноября в 10.00 часов эскадра, включавшая в себя все держащиеся на воде боевые корабли и суда, всего около 150 единиц направилась в Константинополь. «Алмаз» встал на рейде Мода под французским флагом. Экипаж кроме командира, двух офицеров и пяти матросов был переведен на французский транспорт. Французы также опечатали радиорубку и сняли замки орудий. Ситуация изменилась 21 ноября после прибытия генерала Врангеля на крейсере «Генерал Корнилов». Экипаж вернулся на «Алмаз» и с помощью плавмастерской «Кронштадт» провел ремонт машин . 10 декабря русские корабли отправились в свое последнее плавание в Бизерту.
26 декабря, пройдя через сильнейший шторм в Эгейском море, корабли Русской эскадры пришли в Бизерту. В 18.45 «Алмаз» встал на якорь на рейде. На следующий день он был переведен по каналу в военно-морскую базу Сиди-Абдалла в Бизертском озере. 28 октября 1924 года адмирал Эксельманс на борту эсминца «Дерзкий» объявил о признании Францией СССР и ликвидации Русской эскадры. Вечером 29 октября корабли навсегда спустили Андреевские флаги. Последний командир «Алмаза» старший лейтенант Элленбоген сделал последнюю запись в судовом журнале и сошел с остатками команды на берег. 29 октября 1924 года крейсер был признан собственностью СССР и продан «Рудметаллторгом» на слом французской фирме ,в 1934 году разобран на металл.
Судьба боевых кораблей бывает не менее необычной,чем человеческие судьбы. Многие могучие боевые корабли за весь период своего существования так ни разу и не выстрелили по противнику,а вот небольшой крейсер,практически вооруженная яхта ,прошел Цусиму,Первую мировую войну,Гражданскую войну и интервенцию,участвовал в исторических событиях,принимал на борту императоров,великих князей и адмиралов,числился во всех трех флотах империи,освоил работу с авиацией,сменил несколько флагов и повидал полмира.
Только этот ,самый слабый корабль 2-й Тихоокеанской эскадры,смог достичь цели похода,пробившись во Владивосток. Его чуть более сильные собратья-"Светлана" и "Жемчуг" не дошли.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам