Найти в Дзене
Лика ШиК

10. Масоны во главе заговора декабристов.

После восстания 1825 года осудили 121 декабриста. Из них — 24 мятежника, масонство которых установили в ходе следствия. Получается, что каждый пятый участник заговора являлся членом ка­кой-либо масонской ложи. Здесь наиболее известные аристократические российские фамилии — Волконский, Тру­бецкой, Тургенев, Муравьёвы, Бестужевы; и рядовые дворяне — Пестель, Кюхельбекер, Рылеев. Все они — идеологи и руководители мятежа 1825 года. Из пятерых казнённых трое масонов: Пестель, Рылеев и Сергей Муравьёв-Апостол.

Пестель Павел Иванович
Пестель Павел Иванович

Все масоны — старше и опытнее: из 35 человек, кому к 14 декабря 1825 года исполнилось 30 и более лет, масонов — 19. Значительно больше осуждённой молодежи: 86 человек не достигли тридцатилетнего возраста, а 56 из них — двадцатипятилетнего.

Рылеев Кондратий Фёдорович
Рылеев Кондратий Фёдорович

Ещё одна деталь. На Сенатскую площадь вышли 28 мятежников (восемь из них не принадлежали к тайный обществам декабристов). Масонов среди них оказалось всего четыре: штабс-капитан Николай Бестужев (1791 года рож­дения), Вильгельм Кюхельбекер — коллежский асессор 27 лет, князь Евгений Оболенский — поручик в 29 лет и лейтенант в свои 34 года — Мусин-Пушкин. Кстати, среди участников восстания "военными руководителями" были восемь лейтенантов, пять мичманов и пять поручиков. Все опытные и старшие остались за кулисами активных событий. До поры до времени. (Как тут не подумать о цели "внушить юным сердцам стремление к разврату и преступлениям"?)

Муравьёв-Апостол Сергей Иванович
Муравьёв-Апостол Сергей Иванович

В первой по­ловине 2000 года в приложении к журналу "Москва" вышло переиздание книги графини С. Д. Толь "Масонское действо" — исторический очерк о заговоре декабристов. Этот труд издавался только один раз в 1914 году. Автор довольно подробно, но на уровне ло­гических размышлений, показала влияние и роль масонов в событиях 1825 года.

Интересная, на мой взгляд, точка зрения на масонов высказана и в исследовании Владимира Марочкина "Ис­тинная биография Пушкина", напечатанном в журнале "Юность" за 1998 год №9, стр. 26 (к стилю, слогу и достоверности — претензии к автору):

"Из некоторых источников известно, что Карамзин представлял в Петербурге германское масонство, он даже пытался вовлечь в свою ложу Императора, но Александр Павлович скромно отказался: "Понимаешь, братец, я всё-таки царь, отец народов, мне в ложе состоять как-то неудобно..." Франкмасоны тоже охмуряли Императора, и тот, говорят, побывал даже на собрании в их ложе, но там с франкмасонами случился казус: по своему обычаю они ко всем обращались на "ты", то же попробовали говорить царю, но Александр I, привыкший, что с ним все говорят на "вы", не принял на свой счёт ни слова из того, что ему "ты­кали". Когда мирными переговорами ни одной тусовке не удалось склонить императора на свою сторону, решили перейти к вооружённым разборкам. Для них нашли большой пустырь посреди Петербурга, но франкмасонов там по­стреляли, а оставшихся в живых повязали "омоновцы" Бенкендорфа".

Тема "масоны и декабристы" неоднократно рассматривалась отечественными историками. Я намеренно не хочу вступать ни с кем в дискуссию на эту тему — цель заметок другая.

И все же повторюсь: нельзя винить неровную дорогу, коли не глядишь под ноги.