Найти тему

Акела промахнулся! Как Каразин "накосячил" с иллюстрацией к роману Достоевского?

Оглавление

Если вы спросите любого филолога о том, с чего вообще начать изучать литературу в более или менее научном ключе, то он ответит что-то вроде: "Читай больше и докапывайся до самых-самых мелких деталей." И это чистая правда! Абсолютно верно будет предположить, что чем более подробно автор описывает, казалось бы ненужную и бессмысленную, деталь, тем больше он вкладывает в нее скрытого смысла.

Где тут ошибка?

Читая роман "Преступление и наказание", а конкретнее - самую известную сцену убийства в русской литературе, легко упустить одну незаметную, но до колик значительную мелочь: положение топора в руке Раскольникова.

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Николай Каразин, 1893, https://godliteratury.ru/wp-content/uploads/2016/01/dostoevskyi.jpg
Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Николай Каразин, 1893, https://godliteratury.ru/wp-content/uploads/2016/01/dostoevskyi.jpg

Обратите внимание на то, что окровавлено именно лезвие. Если вы читали роман внимательно или углубленно интересовались произведениями Фёдора Михайловича, то примерно должны помнить эти строки:

Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом.
...
Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом и всё по темени.

Мелочь? Пустяк? Нет и еще раз нет! Тот факт, что Раскольников бьет старуху-процентщицу именно обухом, а не лезвием, как изображено на иллюстрации Николая Каразина, - важная для анализа деталь. Достоевский дважды это повторяет, а значит - это не случайность, а абсолютно конкретная авторская задумка.

Почему это так важно?

Дело в том, что при таком положении топора лезвие направлено прямо на лицо или на голову самого убийцы в разные моменты времени. Весьма странно и непрактично, как бы аморально это ни звучало. Весь смысл заключается в том, что в этой сцене Раскольников метафорически убивает и себя, свою душу, направляя лезвие именно так.

Здесь очень однозначно видно, что сцена убийства не так однозначна. Если мысленно ее представить и остановить кадр, то вообще непонятно, что собирается сделать Раскольников: ударить Алёну Ивановну или ранить самого себя. Фотография позаимствована у Московского Театра Мюзикла https://teamuz.ru/prestuplenie-i-nakazanie/
Здесь очень однозначно видно, что сцена убийства не так однозначна. Если мысленно ее представить и остановить кадр, то вообще непонятно, что собирается сделать Раскольников: ударить Алёну Ивановну или ранить самого себя. Фотография позаимствована у Московского Театра Мюзикла https://teamuz.ru/prestuplenie-i-nakazanie/

Однако весьма непривычно ловить на такой ошибке писателя и опытного художника-баталиста, который точно должен осознавать значимость деталей. Может Каразин просто пошёл дальше и, написав окровавленной не ту часть, хотел показать, что в этой сцене более значима метафорическая смерть Раскольникова? Такая теория, вероятно, имеет право на существование, хотя и на старуху бывает проруха. Буду рад, если вы выскажетесь в комментариях относительно того, ошибка это или "авторская додумка"!