Найти тему

5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС

Мои ПЭКС
Мои ПЭКС

Многие родители неговорящих детей очень не любят коммуникативные карточки ПЭКС. Мамы запрещают терапистам вводить их на занятиях, т.к. боятся, что после них дети заленятся говорить словами.

ПЭКС - суррогат общения. Это карточки с названием и изображением какого-нибудь предмета. Предполагается, что неговорящий ребенок обменивает их на нужный предмет.

Давайте услышим мнение профессионалов, с которыми я обсуждала введение ПЭКС у своего ребенка в возрасте 2 года 9 месяцев. Тогда сын знал какие-то отдельные слова, но не мог ничего повторять за логопедом.

Юлия, мать троих нейротипичных детей, игровой логопед центра для нейротипичных детей и детей с аутичными чертами:

- Я против карточек ПЭКС и глобального чтения, и то, и другое - ставит детям такие "потолки", которые мне, как логопеду, трудно будет преодолеть.
Ваш ребенок немного говорит, поэтому лучше без ПЭКС. На переход от ПЭКС к говорению требуется полгода. Не будем тормозить развитие его речи.

Елена, ABA-логопед, преподаватель курсов ABA, мать ребенка с РАС:

- Мой личный опыт: в определенный момент я уже испробовала все средства, поэтому я просто нарисовала на карточке кружок, сказала, что это "Пузыри" и объяснила сыну, как использовать ПЭКС. Сын заговорил через три недели после введения карточек. Это было так неожиданно, что я поначалу думала, что у меня галюцинации.
Я рекомендую вводить такие карточки неговорящим детям с РАС старше 3-х.

Т.к. время поджимало, мы решили ввести карточки ПЭКС в 3 года. Я нафотошопила карточек и начала нерегулярные тренировки за пару месяцев до третьего дня рождения сына. Сын быстро разобрался, что может просить конфеты и колбасу с помощью карточек. Но полностью на карточки мы не перешли. Томатис+море заставили моего ребенка заговорить в возрасте 2 года 11 месяцев. Дальше мы обходились без ПЭКС.

Для чего нужны ПЭКС?

1. Это самый наглядный и простой способ коммуникации с аутичным неговорящим ребенком. В сложных случаях, речь может запускаться годами, а общаться с помощью карточек он может хоть завтра. С их помощью ребенок с сенсорной/сенсо-моторной алалией должен понять, для чего вообще люди общаются.

2. ПЭКС снимает негативизм, убирает часть истерик, которые происходят из-за того, что ребенок хочет мультик, или котлету, но не может этого объяснить словами.

3. Это развивает понимание речи и пассивную речь у детей с нарушением понимания речи, развивает глобальное чтение. Ребенок: видит картинку, видит подпись, слышит название предмета, - и все это связывается в один образ. Иногда это подталкивает устную речь.

В тяжелых случаях, когда речи и /или ее понимания нет совсем и не ожидается в перспективе, такой ребенок сможет общаться с окружающими людьми сначала через ПЭКС, а потом через чтение и письмо. У ПЭКС много уровней сложности, с их помощью можно строить довольно длинные предложения.

4. Это позволяет ребенку сообщать о жизненных потребностях: пить, болит голова и т.п.

5. Ребенок, обученный работать с коммуникативными карточками, как правило, более управляем. Вы также можете описывать ваши инструкции и просьбы, обращенные к ребенку, карточками.

У терапистов есть настольные карточки: занимаемся, игра, перерыв и пр.

Даже если ребенок понимает речь, в работе с ним часто используют визуальные подсказки, визуальное расписание, поведенческие карточки.

Так уж устроен человек: зрительно мы усваиваем от 70% информации, а остальное - другие через органы чувств. Наш психолог, идейный враг ABA, на занятиях сыном иногда применяет на занятиях карточки Планика, чтобы обозначить слова "клеить", "вырезать","раскрашивать".

Как вводить ПЭКС?

Подробный протокол описан в книге "Лори А. Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)".

Хочу обратить внимание на следующие вещи:

1. ПЭКС - не упражнение на развитие речи, а стиль общения. Т.е. отработанные карточки помещаются в альбом, откуда ребенок их достает, когда хочет что-то попросить. Т.е. родители должны прочитать хотя бы эту книгу, чтобы ребенок мог обобщить этот навык дома.

2. Принимая карточку, родитель или терапист всегда озвучивает слово.

3. Идеальный возраст для введения карточек 3+. Почему так? В возрасте 2,5-3,5 у некоторых детей происходит скачок речевого развития, особенно если ребенок занимается с терапистом или логопедом.

Почему он не говорит? Запуск речи у ребенка-аутиста

Что такое обобщение и почему оно важно для аутистов?

5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС

6 причин, по которым я ненавижу ABA

Как найти логопеда ребенку до 3-х?

Сенсорная алалия и аутизм: как их различать?