Многие родители неговорящих детей очень не любят коммуникативные карточки ПЭКС. Мамы запрещают терапистам вводить их на занятиях, т.к. боятся, что после них дети заленятся говорить словами.
ПЭКС - суррогат общения. Это карточки с названием и изображением какого-нибудь предмета. Предполагается, что неговорящий ребенок обменивает их на нужный предмет.
Давайте услышим мнение профессионалов, с которыми я обсуждала введение ПЭКС у своего ребенка в возрасте 2 года 9 месяцев. Тогда сын знал какие-то отдельные слова, но не мог ничего повторять за логопедом.
Юлия, мать троих нейротипичных детей, игровой логопед центра для нейротипичных детей и детей с аутичными чертами:
- Я против карточек ПЭКС и глобального чтения, и то, и другое - ставит детям такие "потолки", которые мне, как логопеду, трудно будет преодолеть.
Ваш ребенок немного говорит, поэтому лучше без ПЭКС. На переход от ПЭКС к говорению требуется полгода. Не будем тормозить развитие его речи.
Елена, ABA-логопед, преподаватель курсов ABA, мать ребенка с РАС:
- Мой личный опыт: в определенный момент я уже испробовала все средства, поэтому я просто нарисовала на карточке кружок, сказала, что это "Пузыри" и объяснила сыну, как использовать ПЭКС. Сын заговорил через три недели после введения карточек. Это было так неожиданно, что я поначалу думала, что у меня галюцинации.
Я рекомендую вводить такие карточки неговорящим детям с РАС старше 3-х.
Т.к. время поджимало, мы решили ввести карточки ПЭКС в 3 года. Я нафотошопила карточек и начала нерегулярные тренировки за пару месяцев до третьего дня рождения сына. Сын быстро разобрался, что может просить конфеты и колбасу с помощью карточек. Но полностью на карточки мы не перешли. Томатис+море заставили моего ребенка заговорить в возрасте 2 года 11 месяцев. Дальше мы обходились без ПЭКС.
Для чего нужны ПЭКС?
1. Это самый наглядный и простой способ коммуникации с аутичным неговорящим ребенком. В сложных случаях, речь может запускаться годами, а общаться с помощью карточек он может хоть завтра. С их помощью ребенок с сенсорной/сенсо-моторной алалией должен понять, для чего вообще люди общаются.
2. ПЭКС снимает негативизм, убирает часть истерик, которые происходят из-за того, что ребенок хочет мультик, или котлету, но не может этого объяснить словами.
3. Это развивает понимание речи и пассивную речь у детей с нарушением понимания речи, развивает глобальное чтение. Ребенок: видит картинку, видит подпись, слышит название предмета, - и все это связывается в один образ. Иногда это подталкивает устную речь.
В тяжелых случаях, когда речи и /или ее понимания нет совсем и не ожидается в перспективе, такой ребенок сможет общаться с окружающими людьми сначала через ПЭКС, а потом через чтение и письмо. У ПЭКС много уровней сложности, с их помощью можно строить довольно длинные предложения.
4. Это позволяет ребенку сообщать о жизненных потребностях: пить, болит голова и т.п.
5. Ребенок, обученный работать с коммуникативными карточками, как правило, более управляем. Вы также можете описывать ваши инструкции и просьбы, обращенные к ребенку, карточками.
У терапистов есть настольные карточки: занимаемся, игра, перерыв и пр.
Даже если ребенок понимает речь, в работе с ним часто используют визуальные подсказки, визуальное расписание, поведенческие карточки.
Так уж устроен человек: зрительно мы усваиваем от 70% информации, а остальное - другие через органы чувств. Наш психолог, идейный враг ABA, на занятиях сыном иногда применяет на занятиях карточки Планика, чтобы обозначить слова "клеить", "вырезать","раскрашивать".
Как вводить ПЭКС?
Подробный протокол описан в книге "Лори А. Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)".
Хочу обратить внимание на следующие вещи:
1. ПЭКС - не упражнение на развитие речи, а стиль общения. Т.е. отработанные карточки помещаются в альбом, откуда ребенок их достает, когда хочет что-то попросить. Т.е. родители должны прочитать хотя бы эту книгу, чтобы ребенок мог обобщить этот навык дома.
2. Принимая карточку, родитель или терапист всегда озвучивает слово.
3. Идеальный возраст для введения карточек 3+. Почему так? В возрасте 2,5-3,5 у некоторых детей происходит скачок речевого развития, особенно если ребенок занимается с терапистом или логопедом.
Почему он не говорит? Запуск речи у ребенка-аутиста
Что такое обобщение и почему оно важно для аутистов?
5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС
6 причин, по которым я ненавижу ABA
Как найти логопеда ребенку до 3-х?