Лето 88-го года. Июнь. Закончились экзамены в техникуме, защищён диплом - впереди маячила армия. В то время уклонистов, в таком количестве как сейчас, не было. Косить от армии было не принято, были конечно такие, но немного. Мы просто знали - закончим техникум - идём в армию. И принимали это как должное. На дискотеке парни после армии имели статус состоявшихся мужчин, девушки имели на них совсем другие виды)).
Прошли проводы дома - пьяная слеза бати, причитания матери, обещания писать каждый день... Так как я учился в другом городе, за 130 км от дома, то и стоял на учёте и призывался оттуда.
Приехали накануне, переночевали в общаге технаря, разумеется ночь в пьяном угаре. Как сейчас помню, пьяные в дым брили друг другу головы под статус кво " теперь ты в армии" и утром с песнями и кучей провожатых пришли к воротам военкомата. Вид у нас конечно был ещё тот...Пьяные, с головами бритыми и заклеенными газетой порезами, одетые в заношенные тряпки. Разумеется нас просветили о дедовщине старшие товарищи, поэтому часов, особо ценных вещей с собой никто не брал.
Праздник кончился у ворот, каждого заставили выложить все из сумки, обшмонали и завели за ворота, оставив там гражданскую жизнь и кучу спиртного. Отвели в большой зал, на полу которого лежала куча матрасов. Так как пить было нечего - большая часть тут же завалилась спать. Некоторых, потрезвее, отводили к начальству, остальные спали до вечера...Вечером похмельных и хмурых построили - прочитали лекции о вреде пьянства и о том какая нам выпала честь - служить в Советской Армии. Чуть позднее прямо там же показали кино " В бой идут одни старики", после чего все завалились спать.
Утром по одному отводили к начальнику, сверяли документы, потом появился слух, что приехали "покупатели", так называли представителей различных воинских частей, прибывших в военкомат за пополнением. Никто никого не спрашивал - где он хочет служить, просто периодически открывалась дверь -" Иванов, с вещами на выход" и человек пропадал, иногда называли сразу несколько фамилий.
Наконец то в ряде прозвучавших фамилий была и моя...Встретил нас хмурый прапор с сержантом, сказал ждать коридоре . Просидели часа полтора, потом нас в количестве 5 человек повели пешком на ж/д вокзал. На наши вопросы куда едем и где служить будем прапор отмалчивался. Уже вечером, после вагона - ресторана, сказал что едем в Вологду, в стройбат.
Помню свое приписное свидетельство, внизу рекомендации - " годен, в первую очередь парашютистом - десантником ( имел 3 прыжка в ДОСААФе), аквалангистом - подводником, там ещё что то много чего, а внизу приписка военкома - " направлен в военно - строительный отряд каменщиком". Технарь закончил по электронике, к строительству вообще отношение никакое не имел. Армия - что тут скажешь....
Привезли нас в г. Грязовец, поселили в четырехэтажной казарме, на последнем этаже. Заходим в казарму, а кругом один кавказ..."духи вешайтесь". Набралось 10 человек , со всей нашей необъятной. Пока заселялись, кровати двухэтажные собирали, мыли - драили все было терпимо.
Там кстати узнал что такое "машка". Великая вещь, незаменимая в армии...Половинка круглого чурбака, на плоской части прибито несколько жёстких щеток, сверху груз, причем неподьемный часто. Вот эту конструкцию и надо было таскать по мыльному полу...зато вымывала она все до блеска.
Ну а вечером к нам в гости пришли деды... Кафельный пол туалета, кирзовые сапоги врезающиеся в тебя - били нас просто так, развлекались. Кавказ дело тонкое. На следующую ночь мы пытались баррикадировать двери кроватями, все разлеталось и снова кафель и кирза...вариантов не было, нас всего десять, а их три этажа.
Через день начали прибывать другие духи, в один приезд только 70 человек, и сразу все прекратилось - стало легче. Занятия, столовая, казарма - рутина. Формировали из нас бригаду для выполнения программы " Дороги Нечерноземья", была такая.
В один из дней нас построили, прапор спросил у кого красивый почерк, я вызвался, дал написать пару строк и повел с собой. Сидит лейтенант, листает личный дела. Я говорить буду - ты пиши фамилии. Ну написал я фамилий тридцать, среди них и свою, взял он список и ушел. У прапорщика спрашиваю " что за список ?" . Набирает в учебку связи, отвечает. Под Питером. Говорю - там и моя фамилия, а не знаете что там? Он взял листок бумаги, смял и в урну выбросил - вот так там... Ну это армия, желания твоего никто не спрашивает, да и хуже чем здесь не будет.
Собрали нас 30 человек, и опять поездом до Черной речки довезли. Первое впечатление - заходим в ворота, навстречу взвод идёт - впереди барабанщик дробь выбивает. Пионерлагерь ептить. Кругом идеальный порядок, все блестит - и пылинки и травинки....уставщина. Выходит сержан, здоровый малый такой : -" Сержант Диденко . Ваш прямой начальник и командир". Тут и началась моя армия, но это совсем другая история.
Берегите себя и своих близких.