Найти в Дзене

Есть ли чувства у Шерлока Холмса? Расследование

Как ни странно, вопрос «какие «взаимоотношения» у Шерлока Холмса с чувствами и эмоциями» не такой простой, как может показаться сначала.

С одной стороны, Шерлока Артур Конан Дойл создавал как мыслительную машину, полностью лишенную каких-либо эмоций. Давайте вспомним размышления доктора Ватсона в рассказе «Скандал в Богемии».

Артур Конан Дойл «Скандал в Богемии»
Артур Конан Дойл «Скандал в Богемии»

И там же идет такое сравнение.

Артур Конан Дойл «Скандал в Богемии»
Артур Конан Дойл «Скандал в Богемии»

Итак, Шерлок это мыслящая и наблюдающая машина и влияние чувств может повлиять на работу этой машины.

Более того, хотел бы отметить, что это пишет Вартсон.

Хочу обратить Ваше внимание, что действие рассказов о Шерлоке происходит в Викторианской Англии, где «бал правят» джентльмены. А джентльмен это образованный и воспитанный мужчина, почтенный и уравновешенный, чопорный и невозмутимый.

И вот у меня возникает вопрос: Это каким же надо быть Шерлоку невозмутимым, чтобы другие невозмутимые (а Ватсон - это же тоже настоящий джентльмен) поражались его невозмутимости?

Получается, что Шерлок Холмс - человек абсолютно лишенный эмоций.

А теперь давайте снова обратимся к первоисточнику.

Цитаты из рассказов Артура Конан Дойла
Цитаты из рассказов Артура Конан Дойла

Можно еще привести множество примеров из рассказов Артура Конан Дойла, где Шерлок предстает как довольно эмоциональный человек.

Или вот мы точно знаем, что Шерлок испытывает скуку и раздражение при отсутствии дел. А это не что иное как эмоции.

-5

Далее, мы знаем, что Шерлок играет на скрипке, любит музыку, посещает оперу. А зачем, как не за эмоциями человек идет в театр на оперу? Зачем он играет на скрипке, когда остается один? Вот-вот для того, чтобы вызвать у себя те эмоции и чувства, которые ему именно сейчас не достает.

Нам известно, что Шерлок Холмс, совершает благородные поступки. Иногда отказывается от оплаты, иногда рискует жизнью и свободой ради высокой цели. Бесчувственный человек на такое не способен.

И самый главный вопрос. В своих статьях я доказывал что, по мнению, Шерлока Холмса воображение является одним из важнейших «инструментов» сыщика.

Вот эти статьи под названием: «Чего же не хватало сыщикам Скотленд-Ярда, чтобы стать такими как Шерлок Холмс».

https://zen.yandex.ru/media/id/5df8d90e028d6800ad9cc2ad/tak-chego-je-ne-hvatalo-lestreidu-i-drugim-syscikam-skotlendiarda-chtoby-stat-takimi-kak-sherlok-holms-5dfb295c11691d00aeaabe72

https://zen.yandex.ru/media/id/5df8d90e028d6800ad9cc2ad/chego-je-ne-hvatalo-syscikam-skotlendiarda-chtoby-stat-takimi-kak-sherlok-holms-prodoljenie-5dff240de4fff000ada0c0c6

Как восстановить картину преступления, как выработать версии преступления, если отсутствует воображение?

Далее важнейший инструмент любого сыщика это эмпатия - способность мыслить как преступник. И то и другое (и эмпатия, и воображение не работают без эмоций - все это функции правого полушария…).

Да сыщику очень важен анализ. Тогда его мозг должен быть холодным. Но сыщику нужен и синтез, творчество. А творчество в холодном мозгу невозможно.

Давайте приведем еще одну цитату из рассказа «Три Гарридеба»

Цитата из рассказа  «Три Гарридеба» Артур Конан Дойл
Цитата из рассказа «Три Гарридеба» Артур Конан Дойл

Следовательно, Шерлок Холмс (как проговорился доктор Ватсон), личность не лишенная эмоций, а человек, который их тщательно скрывает.

Я думаю, сам Артур Конан Дойл понял бесперспективность своих попыток сконструировать такого персонажа. Потому, что такой герой не интересен, и не имея эмоций, не может вызвать сочувствия и сострадания у других.

Кстати интересно, что писатели фантасты, которые много писали про роботов (например, Станислав Лем, Азимов), наоборот, наделяли их чертами присущими человеку (как раз этими самыми чувствами и эмоциями). Иначе это просто инструмент. А про напильник много не напишешь.

Итак, давайте подведем итоги.

Хотя благодаря Шерлоку Холмсу утвердилось убеждение, что эмоции враждебны мышлению, мы пришли к выводу, что мыслительная деятельность сыщика не ограничивается исключительно только логикой и анализом, а включает в себя еще творческий компонент (синтез).

Эмоции мешают мыслить логически, но помогают работе воображения и т.д.

Следовательно, нужно не избавляться от эмоций, а уметь управлять своим эмоциональным состоянием. Иногда нужно уметь освобождаться от эмоций, а иногда нужно наоборот использовать их для повышения своих интеллектуальных возможностей.

Если было интересно, нажми на кнопку «нравиться», и не забудь подписаться. Мы только начинаем и будет еще много всякого интересного.