Наше очарование Красной планетой как новой "Землей обетованной" сложилось недавно. Но уже всем понятно, что если человек и сможет выжить и развиться как межпланетный разумный вид, то только через Марс.
В случае удачи, это абсолютно изменит наше самосознание, как если бы мы вдруг обнаружили, что умеем летать, или вдруг узнали бы способ значительного продления жизни…
Ставки сделаны...
На самом деле, здесь на кону одно из наиболее существенных приобретений, которые когда-либо могло получить человечество.
Однако и задачи, стоящие перед космической организацией, решившейся на рывок к Марсу, все еще фантастически сложные.
Препятствия, которые стоят между нами и Марсом, в принципе, почти не преодолимы. Но здесь, истинным чудом, мы имеем в качестве бесценной поддержки наш чрезвычайно удобный естественный спутник.
Луна словно призвана выступить космическим посредником и опекуном для еще совершенно неразвитых, но слишком отважных обитателей Земли в их скороспелом стремлении проложить дорогу к дальним мирам.
Давайте получше вглядимся в вызывающие реалии исторического (в любом случае) полета к Марсу и оценим ожидаемую помощь Луны в этом безумном мероприятии.
Вызов первый: Орбита
Нельзя просто наметить путь и стартовать. Выйти к Марсу на приемлемых условиях - это очень непростая баллистика. Ракетчики стремятся применить в ней маневр, называемый Гомановской траекторией, чтобы отправить аппарат с меньшей круговой орбиты на гораздо большую.
Передающая орбита должна быть синхронизирована так, чтобы когда космический аппарат покинет Землю, он прибыл на орбиту назначения в то время, когда Марс достигнет единственно удобной позиции. Земля и Марс находятся в наилучшем орбитальном положении лишь раз в 26 месяцев для маневра по Гоману. Только однажды в этот период можно совершить шестимесячный путь с использованием имеющихся технологий.
Программой НАСА "Артемида" задумано создание "Ворот в дальний космос" (Deep Space Gateway) на орбите Луны. Там будет построена станция промежуточного запуска ракет.
Для марсианского корабля, стартовавшего с Земли, было бы большим бонусом остановиться у "Ворот", получить топливо, припасы и отправиться в путь с более высокой орбиты. С любой точки зрения - это выигрыш в экономии, скорости и даже в эстетике полета.
Вызов второй: Дальняя миссия
Не секрет, что на Марсе астронавтам придется здорово задержаться. Нужно будет оставаться там - неважно на поверхности или на орбите - долгие месяцы. Пусть это будет даже символическая, разведывательная, то есть возвращаемая миссия. От начала, до завершения она все равно займет более двух лет.
Все это время придется быть наедине со своей сущностью, дышать рециркулированным воздухом в тесноте, питаться сублиматами. И знаете, что самое сложное, по единодушному мнению космонавтов? Это не видеть Землю.
Человек никогда еще не участвовал в реальных экспериментах с такими условиями. Как поведут себя в них люди пока еще никому не ясно. Успокаивает лишь то, что подобная неопределенность возникала на всех ключевых этапах освоения космоса. Вначале - неведомая гагаринская орбита, затем - невесомость, после - открытый космос и т.д. Только поэтому верится, что испытание отсутствием видимой Земли тоже будет преодолено...
Поможет ли в этом Луна? Еще как! Ведь нахождение за четыреста тысяч километров от Земли - это уже первое дыхание большого космоса. Адаптация на лунной орбите - возможно, самое недостающее звено, без которого психику человека в открытом пространстве далеко от Земли перестроить бы так и не удалось...
Вызов третий: Мобильная космическая станция-паром.
Потребуется универсальная платформа, для многоразового сообщения между орбитой Земли и "Воротами глубокого космоса".
Она должна будет доставлять оборудование и части марсианского космолета для предстартовой сборки.
Луна поможет не только тем, что станет базой приема комплектующих. А на пути к ней модули пройдут первые испытания на радиацию и другое влияние космоса, на возобновляемый цикл, работу приборов, пригодность материалов и все остальное.
Вызов четвертый: Сборка марсианского космолета
Транспортный паром позволит не собирать весь марсианский корабль на Земле. К Луне будут отправляться его модули. Ну а монтировать все вместе придется на лунной орбите.
Мы понимаем, что марсианский спускаемый аппарат - это не просто сегмент базового корабля. По прибытии к Марсу, он должен суметь взять с орбиты весь груз, который будет на космолете. Поэтому к нему предъявляются требования, которых еще никто никогда не реализовывал - тяга, нагрузка, обеспечение мягкой посадки при огромной массе...
Но Луна и здесь нас здорово выручит. Станция "Deep Space Gate" - это идеальное место для монтажа многочисленных элементов конструкции. Только здесь позволительно навесить кораблю столько баков с топливом, сколько потребуется. А чтобы не брать лишнего - в разобранном виде будет отправлена установка по производству топлива на самом Марсе.
Вызовы пятый и последующие. Как ожидаемые, так и непредвиденные.
Новые лунные миссии, какими бы странами они не планировались, ускорят миссию на Марс, разрабатывая и опробируя технологии, необходимые для того, чтобы туда попасть. Наибольшую организованность в этом вопросе проявляет пока НАСА. И если руководствоваться его прогнозами, то первый экипаж (надо полагать, международный) благополучно отправится на Красную планету в период начиная с 2037 года.
Выше всего клуб СИМФОМИР ценит этику и человечность интернет-познания. Мы рады тем, кто разделяет такие наши взгляды.
Спасибо всем, кто думает по-доброму. Ведь интерес к сенсациям и спорные размышления - не основания, чтобы не быть другом.
C пожеланием неизменной удачи - Ваш СИМФОМИР Symfomir.