Последний раз я писал про изобразительное искусство, когда речь шла о знаменитой современной американской художнице Марине Абрамович (см. пост от 11 октября). И мне было очень приятно видеть и слышать вашу реакцию – она была положительной несмотря на то, что текст был не про музыку и некоторые из вас признавались, что раньше эту фамилию не слышали (точнее сказать, слышали только фамилию однофамильца!).
Сегодня речь пойдёт о художнике, который, к сожалению, совсем недавно ушёл из жизни. Джон Балдессари (John Baldessari) умер 2 января 2020 года, ему было 88 лет. Он был выдающейся фигурой в концептуальном искусстве. В том числе, и буквально: его рост составлял ровно 2 метра.
Круг его интересов распространялся на живопись, фотографию, кино, видео, книги, рекламу, скульптуру. Многие его работы, особенно если это касается «уличного искусства», что называется «на глазу».
Газета The Guardian опубликовала статью в память о нём, где упоминается, в том числе, и количество выставок, в которых Балдессари принимал участие. Так вот, его творчество экспонировалось на более чем 200 персональных выставках и на 1000 групповых - только вникните в эти цифры! Он был избран членом Американской академии художеств и литературы и награжден «Золотым львом» за lifetime achievements на Венецианской биеннале 2009 года.
Он также являлся выдающимся педагогом, у которого училась целая плеяда маститых современных художников.
В видео 2012 года, которое принято считать «краткой историей жизни художника», закадровый текст читает Том Уэйтс (Tom Waits) – именно его Балдессари лично попросил это сделать, так как «у него отличный голос». Ролик, к сожалению, не дублирован, но текст вполне понятен.
Понимаю, что не всем его искусство интересно, но всё же… Балдессари считается – и не без основания, - крестным отцом концептуального искусства. Есть ещё два термина, которые плотно закрепились за ним - «мастер присвоения» (“master of appropriation”) и «сюрреалист эпохи цифровых технологий» (“a surrealist for the digital age”).
Несколько слов о его творческом пути. В 50-е годы это был молодой человек, который делал карьеру на тогдашней арт-сцене Калифорнии. Его семья не была богатой; оба родителя были иммигрантами, так что после получения степени магистра в государственном колледже Сан-Диего надо было искать стабильную работу. Сначала он преподавал в средней школе, затем в колледже и даже в летнем лагере для несовершеннолетних правонарушителей – вот где рост пригодился. Всё это давало деньги на пропитание, но заниматься искусством приходилось лишь в свободное время.
Однако желание писать картины у художника было сильным – и живописные работы постепенно накапливались в его квартире. Это были пейзажи, натюрморты, абстрактные работы – всё то, что и положено иметь обычному художнику. Но Балдессари не был обычным художником – в определённый момент он принимает решение сжечь ВСЕ свои работы, которые он создавал начиная с мая 1953 года до марта 1966 года. Согласитесь, это было радикальным ходом по любым художественным меркам. И он действительно разрезал все свои картины на куски, загрузил обрезки в кузов фордовского фургона и отвёз в местный крематорий, где сжёг их. Полученный пепел засыпал в 10 пакетов: «девять взрослых и один детский». Он назвал весь этот процесс “Cremation Project” - не отсюда ли пошло модное интернет-выражение «аффтор жжот»…
В 1966 году он начал серию работ, основанных на воспроизведении шрифтовых надписей, причём для их исполнения умышленно привлекал других художников. Также ему принадлежала идея бесконечного тиражирования надписи «I Will Not Make Any More Boring Art» («Я больше не буду создавать нудное искусство») – он и своих студентов заставлял её переписывать бесконечное число раз. С юмором у Джона было всё в порядке!
Какие-то его придумки сегодня могут показаться наивными, но он это ПРИДУМАЛ И РЕАЛИЗОВАЛ. И он был ПЕРВЫМ, кто это придумал и реализовал. И плюс за каждой его «наивной» фразой стоит большой философский смысл.
Были и другие интересные проекты. Так, на протяжении долгого периода своей карьеры Балдессари заклеивал лица актеров на старых чёрно-белых фотографиях из второсортных фильмов красными, желтыми и голубыми круглыми наклейками. Он объяснял это тем, что хотел «сосредоточить внимание зрителя на языке тела персонажей», присутствующих на этих ничем не примечательных снимках. Просто, но креативно и очень эффектно.
По его собственной оценке, эта его идея «позволит помнить о нём ближайшие сто лет». С этим, конечно же, можно поспорить – ускорившееся время сметает всех и вся на своём пути и, боюсь, Балдессари не будет исключением. Хотя наверняка он тоже делал подобное заявление что называется «tongue-in-cheek», ухмыляясь. Ему всегда было свойственно чувство юмора – и это явно прослеживается в его работах…
В любом случае, Джон Балдессари сказал своё слово в современном искусстве – то ли полушутливо, то ли всерьёз. В подтверждение тому – эпизод в знаменитом мультсериале The Simpsons, где Мадж Симпсон (Marge Simpson) берёт у него интервью.
Думаю, что такой эпизод – серьёзный показатель популярности художника, где-то и посильнее «биеннального льва».
RIP John Baldessari