Введение.
Говоря о саблях, любители оружия чаще всего оперируют саблями персидскими, турецкими, польскими, европейскими и т.д. Сабли же других народов изучены и известны гораздо меньше. Цель планируемой серии статей на канале "Оружие и оружейные коллекции" - заполнить информационный вакуум в этой части истории оружия. В коллекции Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) имеются три сабли, которые атрибутированы к Казахстану. По форме клинка все они могут быть отнесены к сильно изогнутым клинкам с линзовидным сечением и остроугольным острием. Они отличаются друг от друга размерами, элементами конструкции рукояти, отделкой рукояти и ножен.
Об одной из них рассказывается в данной статье.
Описание.
Рассматриваемая сабля имеет меньшую кривизну и меньшую общую длину и длину клинка по сравнению с двумя другими. Сечение клинка линзовидное, вполне традиционное для восточных сабель. На правой стороне клинка имеется надпись арабской графикой: имя "Базалай" и формула "Как пожелает Аллах" в восьмиконечном картуше, выполненная желтым металлом с помощью всечки (канавки под всечку сделаны, скорее всего, зубилом, а не штихелем). Изгиб клинка начинается в центральной части и приобретает максимальную кривизну в нижней трети, у боевого конца. Рукоять образуется гардой в форме креста с перекрестьем, роговыми накладками и колпачком. Гарда стальная, ее горизонтальные стержни сужаются к концу и венчаются миниатюрными головками в виде уплощенных шариков. Толщина хвостовика клинка переменная: от 8 мм у крестовины до 3,5 мм у навершия. Колпачок навершия выполнен в виде наперстка, край которого оформлен четырьмя фестонами-лепестками.
Навершие рукояти изгибается под прямым углом, что придает всей рукояти характерную Г-образную форму. Накладки рукояти выполнены из коричневого рога толщиной около 7 – 8 мм. Они крепятся к черену с помощью двух заклепок, одна из которых расположена возле уса перекрестья, а вторая ближе к навершию. Ножны состоят из двух деревянных плашек, обтянутых черной кожей, шов которой выведен на тыльную сторону. Лицевая часть ножен украшена выпуклым орнаментом в виде нескольких прямых и изогнутых линий, переходящих в стилизованное изображение наконечника стрелы, который вырезан на вырезан на лицевой деревянной плашке ножен. Наконечник ножен не сохранился. Прибор ножен состоит из двух стальных обоймиц миндалевидной формы с трапециевидными петлями для пасовых ремней. Последние являются частью портупеи, состоящей из четырех кожаных ремней. В месте схождения они переплетены друг с другом, образуя узел, по форме приближенный к квадрату. Длина пасовых ремней подобрана таким образом, что ножны фактически висят только на коротком пасовом ремне, пропущенном в верхнюю обоймицу, в то время как нижний пасовый ремень из-за избыточной длины в распределении нагрузки не участвует. При таком подвесе положение ножен приближается к вертикальному. Сабля носилась рукоятью вверх-вперед, обухом клинка вверх. Длина оружия 816 мм, длина клинка 684 мм, ширина у рукояти 30 мм, толщина обуха у рукояти 5 мм.
Атрибуция сабли.
Типологический анализ конструкции и системы оформления клинка, рукояти и ножен позволяет уточнить место и время их изготовления. Сочетание клинка характерной формы и Г-образной рукояти с крестообразной гардой позволяет отнести оружие к шамширам, первые образцы которых появились в Иране в позднее Средневековье. Наибольший интерес вызывает имя "Базалай" на клинке, которое, как известно, характерно для изделий северокавказских мастеров. Более того, оно настолько прочно связано с дагестанской оружейной традицией, что стало на Кавказе отчасти нарицательным. Как предполагают специалисты, клинок сабли мог быть изготовлен северокавказскими оружейниками. Однако более вероятно, что он был выкован иранскими или среднеазиатскими мастерами, которые поставили на него знаменитое клеймом с целью повысить его престижность и продажную стоимость. Если клеймо было нанесено на поверхность клинка непосредственно после его изготовления, то клинок не старше конца XVIII века. Учитывая, что сабля была передана на выставку в 1867 году, наиболее вероятным временем выполнения клинка следует считать конец XVIII – первую
половину XIX веков. Оформление рукояти и ножен однозначно свидетельствует о работе иранских или среднеазиатских мастеров.
Предполагаемый владелец.
Изучение документов, касающихся попадания этой сабли в фонды РЭМ, позволили специалистам сделать вывод, что она экспонировалась на Этнографической выставке 1867 года и, с большой долей вероятности, была получена в дар от Чингиса Валиханова, внука знаменитого хана Аблая, сына последнего хана Среднего жуза Валихана и отца выдающегося исследователя, офицера и путешественника Чокана Вали-
ханова. Эта сабля могла принадлежать как самому Чингису Валиханову, так и одному из представителей казахской знати, проживавшему на территории Среднего или Старшего жуза, т. е. в Центральном, Восточном или соответственно Юго-Восточном Казахстане.
Для справки: Чингиз Уалиевич Валиханов (1811 - 1895), старший султан Кокшетауского округа. Полковник царской армии. Общественный и государственный деятель Западной Сибири и Северного Казахстана. Со слов матери Айганым ханым, после получения начального образования в сельской местности поступил в военное училище в Омске. Окончив училище в звании майора, стал старшим султаном округов Аманкарагай, Кушмурун, Кокшетау. В 1853 0 1857 годах - консультант в управлении по делам сибирских казахов в Омской области.
Источник: Бобров Л.А., Шереметьев Д.А. Сабли казахских воинов из фондов Российского этнографического музея.
О черноморском ятагане с шашечной рукоятью вы можете прочитать здесь.
О грузинских саблях и палашах с юбкой вы можете прочитать здесь.
О суданских мечах, каскарах, вы можете прочитать здесь.
Публикации об уникальных образцах оружия и уникальных оружейных коллекциях будут продолжены. Читайте, подписывайтесь, обсуждайте, ставьте лайки, делитесь с друзьями, предлагайте темы. Это поможет развитию канала!