Успешный опыт использования японским флотом броненосных крейсеров в сражениях русско-японской войны привел адмиралов микадо к идее развития этого класса с усилением бронирования и вооружения.Первоначально,в условиях уже идущей войны,планировалось построить еще два крейсера по типу "Цукуба",но первые сражения заставили доработать проект .С учетом успешного применения в линейных боях промежуточный калибр был увеличен до 203 мм в четырёх двухорудийных башня вместо двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий. Это потребовало большего корпуса для установки башен и увеличения мощности энергоустановки.
Новые крейсера получили названия «Ибуки» и «Курама» в честь очередных японских гор.Проект интересен необычным сочетанием качеств броненосца и броненосного крейсера,из-за чего эти корабли иногда считают недобронированными линкорами. Можно назвать также мощными и медленными крейсерами.Японцы планировали использовать их в боях с броненосцами как быстроходное крыло эскадры,аналогично действиям "Кассуги" и "Ниссина". По сути явились переходным этапом между броненосными и линейными крейсерами. В 1912 году японцы переклассифицировали их в линейные крейсера.
Первоначально «Ибуки» и «Курама» должны были быть совершенно одинаковыми, но для первого весной 1906 года заказали паровые турбины Кёртисса, и проект пришлось основательно переработать. «Ибуки» стал первым японским турбинным кораблем, но это не сделало его более быстроходным: на испытаниях «Курама» развила ход 21,5 уз. при мощности 23 081 л.с., а «Ибуки» — 21,16 уз. при 28 977 л.с. Внешне оба корабля отличались мачтами: на «Кураме» они были трехногими, а на «Ибуки» — обычными.
Строительство обоих крейсеров было отложено из - за отсутствия средств ,на верфях была нехватка квалифицированных работников , приоритет в работах был отдан дредноутам "Кавати " и "Сэттсу",а также ремонту и модернизации трофейных русских кораблей. "Ибуки" заложили на освободившемся после броненосца "Аки" стапеле в Куре намного позднее головного "Курама" 22 мая 1907 г., но спустили уже 21 ноября 1907 г., установив тем самым судостроительный рекорд для японских адмиралтейств (благодаря накопленным за время ожидания материалам и компонентам).
После того как было принято решение об эксперименте с турбинами Кэртиса,уже "Ибуки" получил приоритет перед "Аки",так как эксперимент логичнее было проводить в первую очередь на меньшем по размерам крейсере.Благодаря этому"Ибуки" первым вступил в строй 1 ноября 1909 г.
Всего построено 2 единицы: «Ибуки» (伊吹), «Курама» (鞍馬). 鞍馬型巡洋戦艦 . Упоминаются как Ибуки класс ( 伊吹型 Ибуки-гата )или Курамакласс ( 鞍馬型 Курама-гата ).
«Ибуки» 伊吹 — Куре ,Морской Арсенал .Заложен 22 мая 1907 (официально,но постройка начата по др. данным в мае 1906), спущен на воду 21 ноября 1907, вошёл в строй 1 ноября 1909 года. Исключен из списков флота 1923.
«Курама» 鞍馬 — Йокосука ,Военно-морской Арсенал .Заложен в мае 1906(по др. данным 23.8.1905), спущен на воду 21 октября 1907, вошёл в строй 28 февраля 1911 года. Исключен из списков флота 1923.
Водоизмещение 14,636 длинных тонн (14871 т) при нормальной нагрузке и 15,595 длинных тонн (15845 т) при полной нагрузке. Длина 147,8 м, между перпендикулярами 137,2 м. Ширина 23 м. Осадка 7,9 м.
Бронирование-главный пояс: 102—178 мм
палуба: 51 — 76 мм
барбеты: 127—178 мм
башни главного калибра: 127—178 мм
башни среднего калибра: 152 мм
казематы: 127 мм
боевая рубка: 203 мм
Двигатели-28 котлов,2 вертикальные паровые машины тройного расширения («Курама»), 18 котлов Miyabara , 2 паровые турбины («Ибуки»),23 081 л. с. («Курама»), 28 977 л. с. («Ибуки»). Движитель-2 винта. Скорость хода 21,25 узла («Курама»), 21,16 узла («Ибуки»). Экипаж 820 — 844 человек. Вооружение-2×2 — 305-мм/45,4х2 — 203-мм/45,14×1 — 120-мм/45,2 — 4х1 — 76-мм. Минно-торпедное вооружение-3 × 457-мм ТА
Крейсера типа "Ибуки" были примерно на 900 длинных тонн тяжелее предшествующего типа "Цукуба" и имели метацентрическую высоту 0,902 м .
Первоначальный проект предусматривал для обоих кораблей силовую установку из вертикальных паровых машин тройного расширения ,но в связи с задержкой постройки "Ибуки" японцы решили в порядке эксперимента поставить на него две из четырех заказанных турбин Кэртиса (остальные ушли на броненосец "Аки"). Через месяц японцы за 100 тысяч долларов купили лицензию на производство турбин и впоследствии наладили их производство в Японии.Турбины "Ибуки" имели расчетную мощность 24 000 л.с.,что должно было обеспечить скорость 22,5 узла.Но проектных показателей достичь не удалось- на начальных морских испытаниях с 12 августа 1909 года скорость достигла лишь 20,87 узлов , несмотря на турбины , показавшие 27,353 л.с. После доработки турбин на испытаниях 23 июня 1910 года крейсер достиг скорости 21.16 узлов при 28,977 л.с. .
Курама использовал традиционную пару четырехцилиндровых движение паровых машин с номинальной мощностью 22500 л.с.
На кораблях стояли четыре 305-мм/45 пушки в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Орудия имели угол возвышения 23° . Это позволяло вести огонь бронебойным снарядом на 22 000 м с дульной скоростью 850 м / с .Промежуточное вооружение было намного мощнее , чем у предшественников- четыре двухорудийных башни , оснащенные 45-калиберными 203мм(8-дюймовыми ) пушками , установленных по бортам. Орудия имели возвышение до + 30 ° ,что обеспечивало им максимальную дальность около 21 000 м,их 115 кг снаряды имели начальную скорость 760 м / с.
Противоминная защита обеспечивалась четырнадцатью скорострельными 120 мм(4,7-дюймовками) со стволами в 40 калибров. Все они , кроме двух , были установлены в казематах по бокам корпуса. Их снаряды весили 20 кг при начальной скорости 660 м / с. Корабли были также оснащены четырьмя 12-фунтовыми в 40-калибров QF орудиями и четырьмя 12-фунтовыми 23-калиберными орудиями QF.Их снаряд весил 5,67 кг с дульной скоростью 700 м / с и 450 м / с соответственно. Кроме того, крейсера были оснащены тремя 457 мм торпедными аппаратами , по одному на каждый борт и один в корме.
Бронирование крейсеров типа Ибуки было улучшено по сравнению с предшественниками. По ватерлинии шел пояс крупповской цементированной стали 178 мм между 12-дюймовыми орудийными башнями ,при 102 мм толщине в носовой и кормовой части . Верхний пояс 127 мм брони между 203 мм орудийными башнями защищал два центральных каземата.
Башни главного калибра были защищены броневыми плитами 229 мм толщины , и 38 мм крышей. Броня для восьмидюймовых башен - толщиной шесть дюймов. Основные барбеты были защищены семью дюймами брони и барбеты башен промежуточного калибра - пятью дюймами. Толщина броневых палуб была два дюйма по всему кораблю. Бронирование боевой рубки- восемь дюймов .
Боевая служба обоих крейсеров началась с участия в королевских мероприятиях. "Ибуки" представлял Японскую империю во время церемонии коронации сиамского короля Рамы VI ,а "Курама" выполняла те же функции на коронационном ревю в Спитхэде по случаю коронации британского короля Георга V 24 июня 1911. Это оказались самые значительные события в жизни обоих кораблей.
В начале первой мировой войны "Ибуки" ,базируясь на Сингапур,вместе с британцами охотился за немецким рейдером-легким крейсером "Эмден".В конце сентября 1914 союзное командование отправило его конвоировать перевозку большой группы транспортов с новозеландскими войсками на Ближний Восток.При появлении "Эмдена" 9 ноября капитан "Ибуки" запросил разрешения на преследование рейдера в районе Кокосовых островов,но потопить немца отправили HMAS Сидней ,что обидело японцев.
"Курама" во время войны занимался патрулированием центральной части Тихого океана. Ничем проявить себя ему не удалось.
В 1922 крейсера разоружили и в 1923 в соответствии с Вашингтонским договором вычеркнули из списков флота ,а в 1923-1925 разобрали на металл.
Крейсера не успели на русско-японскую войну,в первую мировую войну австралийцы отобрали у них честь потопить знаменитый немецкий рейдер,а Вашингтонское соглашение лишило их шансов на продолжение карьеры.
В итоге весьма интересные корабли запомнились в основном позированием зевакам на коронационных торжествах 1911 года.
"Ибуки" и "Курама" напоминали российские "Пересветы" смешением крейсерских и броненосных характеристик.Для нового времени ,наступившего с приходом "Дредноута" и "Инвинсибла" он ,задуманный как самый мощный в своем классе,. сразу попал в разряд устаревших. Японцы без большого сожаления отправили их под нож после заключения Вашингтонского соглашения.
Для эпохи супердредноутов и линейных крейсеров он был слишком тихоходен и неудобен разнокалиберной артиллерией.По меткому выражению В.Л. Кофмана- «Полулинейный полукрейсер» .
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам