Найти тему
Casus Belli

Эксперимент не удался. Экипаж погиб

Оглавление

"Они утонули"

Может ли считаться героем человек, по вине которого произошла катастрофа? Оказывается, да.

Эпизод 6. Гибель подводной лодки №6 ВМС Японии

За 90 лет до гибели «Курска» случилась история, в некоторых деталях напоминающая трагедию российской субмарины. Ее главными героями стали «подводная лодка №6» и капитан-лейтенант Сакума.

Начав в январе 1904 года войну с Россией, японцы внезапно обнаружили, что императорский флот не располагает ни одной подводной лодкой, в то время как у русских лодки имеются (хотя боеспособности ни одна из них еще не достигла, но последнее обстоятельство подданным микадо известно не было).

Токио в экстренном порядке закупил в США пять субмарин конструкции Джона Филлипа Холланда. Еще две модернизированные лодки японцы построили по лицензии и с помощью американских инженеров на заводах Кавасаки (Kaigun Holland №6 и №7). Водоизмещение японских «холландов» возросло с 63 до 95 тонн, а длина - с 22 до 25 метров; мощность силовой установки Kaigun составила 300 л.с., благодаря чему максимальная скорость лодок увеличилась до 8,5 узлов в надводном положении и четырех – в подводном, а удельный расход топлива сократился. Но был и минус: японские суда несли единственную торпеду в 460-мм торпедном аппарате (перезарядка производилась только в порту), а американские - имели на борту запасную «рыбину». Экипаж Kaigun Holland (14 чел) увеличился по сравнению с прототипом на одного человека.

-2

В японском флоте была предпринята попытка установить на «холланды» устройства для работы ДВС под водой, и тем самым увеличить радиус скрытного действия лодок. Первой субмариной, оснащенной подобным приспособлением, стала «№6». Эти «шнорхели» были несовершенны, и многие моряки указывали на потенциальную небезопасность их использования. Исключением был командир "шестерки".

-3

Командир

30-летний капитан-лейтенант Цутому Сакума родился в уезде Миката префектуры Фукуи 13 сентября 1879 года в семье синтоистского священника. В 1901 году окончил Военную академию Императорского флота, в звании мичмана. В русско-японскую войну служил на броненосном крейсере «Адзума», затем, получив звание младшего лейтенанта, перешел на бронепалубный крейсер «Касаги».

В сентябре 1906 года молодой честолюбивый офицер (к тому времени уже лейтенант) получает свой первый корабль – подводную лодку «№4» - «холланд» американской постройки, а 17 апреля 1909 года его производят в капитан-лейтенанты (Кайгун-Тайи) и назначают командиром «экспериментальной» лодки №6.

-4

Авария

11 апреля 1910 года 1-я и 2-я флотилия подводных лодок были направлены во внутреннее Японское море для проведения учений. 1-й флотилией командовал только что назначенный капитан 2-го ранга Ясухиро Ёсикава. На переходе поднялась волна, ПЛ №6 отстала (лодки Холланда отличались плохой мореходностью), и капитан-лейтенант Сакума получил приказ:

Перейти в распоряжение командира плавбазы «Рэкидзан Мару» для самостоятельных действий. Продолжить учения в водах около острова Миядзима. В случае ухудшения погоды укрыться на якорной стоянке.

15 апреля 1910 года в 10:00 подводная лодка капитан-лейтенанта Сакумы вышла из Ивакуни для проведения тренировки по использованию РДП. Командир лодки очень хотел проверить шнорхель на ходу, чтобы разработать новые тактические приемы (во время дознания выяснилось, что Сакума имел прямой приказ Ёсикавы погружения под РДП не проводить).

В 10:45 подводная лодка №6 скрылась под волнами, чтобы уже не всплыть. О том, что с ней произошло, мы в деталях знаем из сохранившейся обстоятельной записки, составленной капитан-лейтенантом Сакумой. Это послание обнаружили в боевой рубке спасатели с крейсера «Тоехаси», поднявшие аварийную лодку с семнадцатиметровой глубины через два дня, 17 апреля 1910 года.

Итак, в 10:45 Сакумо скомандовал погружение, и лодка ушла под воду. То ли командир ошибочно задал слишком большую глубину, то ли лодка самопроизвольно «провалилась» на нее, но субмарину начало заливать водой через трубу системы РДП, а автоматический клапан не сработал. Экипаж попытался закрыть задвижку вручную, но приводная цепь порвалась, вода продолжала поступать. В конце концов, трубу удалось заглушить, но из-за принятой к тому моменту воды «№6» потеряла плавучесть, и около 10:50 ударилась о дно, причем от удара появилась новая течь.

В бортовой сети произошло короткое замыкание, лишившее подводников света, тепла и регенерации воздуха, а судно – хода. Субмарина оказалась на дне с дифферентом на корму, вода залила топливные цистерны, и в воздухе распространились удушливые бензиновые пары.

Воду безрезультатно откачивали вручную. Попытка в полной темноте продуть балласт при помощи аварийного запаса сжатого воздуха окончилась провалом. К 12:40 все было кончено: люди погибли от недостатка кислорода и отравления парами бензина.

Японские "Холланды"
Японские "Холланды"

Поисково-спасательные работы

В 5 часов вечера командир плавбазы «Рэкидзан Мару», обеспокоенный тем, что подлодка не всплывает, сообщил об этом в штаб. Задержку с докладом он объяснил тем, что по плану с 11 часов подводная лодка должна была погрузиться, а её всплытие ожидалось не ранее 12:30. Поскольку субмарины часто опаздывали со всплытием, на поверхности не волновались о судьбе «№6» примерно до двух часов дня. Командир базы, опасаясь гнева известного своим крутым нравом Сакумы, тянул время. Лишь в два часа пополудни «Рэкидзан Мару» начала поиски – но к этому времени экипаж лодки давно уже был мертв.

-7

Сутки спустя (в 15:30 16 апреля 1910 года) лодка была обнаружена. На следующий день ее подняли на поверхность. Тут и выяснилось, что входной люк отдраен – экипаж пытался выйти через него, но не смог открыть из-за давления воды снаружи. Внутри лодки было полно воды. Аварийную субмарину решено было поставить в сухой док, и там провести все необходимые работы.

Схема нахождения тел подводников
Схема нахождения тел подводников

С лодки откачали воду и извлекли тела подводников. Согласно отчету, все они находились на боевых постах, за исключением двоих, пытавшихся ликвидировать утечку бензина. Возле тела командира были найдены карандашные записи, в которых он подробно изложил обстоятельства происшедшего. Экипаж «№6» тут же объявили национальными героями, из самой лодки позже сделали военный мемориал, а Сакуму превратили в хрестоматийный образец для подражания (хотя гибель лодки и экипажа, без сомнения, полностью на его совести).

Окончание здесь

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.