Рождественских картинок по понятным причинам в советское время не рисовали. Поэтому сейчас я вам покажу акварели одной зарубежной художницы и одной русской царской особы.
Маргарет Таррант (Margaret Tarrant)
Для начала возблагодарим эмансипацию в лучших её проявлениях, которая позволила женщине заниматься искусствами! Так мы смогли увидеть Рождество глазами женщин – особенно тёплое и домашнее.
Маргарет Таррант родилась в Южном Лондоне в семье художника-пейзажиста Перси Тарранта. Карьеру иллюстратора начала в 1908 году, когда ей было 20 лет. Маргарет оставила после себя много милых иллюстраций, которые украшают детские книги, календари и печатаются на открытках.
Судя по тому, что Маргарет завещала своё имущество благотворительным организациям, своих детей у неё не было. Поэтому неизвестно откуда она черпала вдохновение и на ком так тонко научилась анатомии.
Но по этой иллюстрации видно, что детскую натуру художница знала отлично. Даже Богомладенец изображён с характерным возрасту жестом. Именно так тянет ручку малыш, который ещё не в силах приподняться.
А тут дети везут домой лесные украшения – нечто хвойное с шишками и ветви остролиста.
Ну и не удержусь и покажу иллюстрацию с маленьким Иисусом, чтобы не забыть, чьё Рождество мы празднуем целых 12 дней, до Крещенского Сочельника.
Глядя на эту картинку, на этого мальчика, сидящего то ли на краю кровати, то ли на краю самого мира, начинаешь понимать, сколько милости вложено в план нашего спасения! Ведь Бог мог просто спуститься с неба взрослым человеком, но решил пройти весь человеческий путь с самого младенчества.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова
Традицию учить детей искусствам принесла в царскую семью супруга Павла I, немецкая принцесса Александра Фёдоровна. С тех пор два учебных часа в неделю у царских детей было отдано рисованию. Приходящими учителями изобразительного искусства были преподаватели Академии. Так в семье Александра III всем детям преподавал академик Кирилл Викентьевич Лемох.
В наибольшей степени эти занятия пригодились Ольге Александровне, сестре Николая II. Находясь в эмиграции, она кормила семью от продажи своих акварелей.
Годы создания работ нигде не найти, поэтому трудно сказать, что это за интерьер: висит ли портрет отца где-то при дворе самого императора или это более поздние времена.
Вполне возможно, что эта работа создана до потрясений, выпавших на долю нашей страны, поскольку здесь присутствуют живые цветы и небольшой вертеп на табурете. Вряд ли в бегах можно выращивать цветы зимой и возить с собой игрушку, которую достают раз в году...
А вот на следующем изображении мы видим сыновей Ольги Александровны и офицера Николая Куликовского, второго мужа Великой княжны. Это был удачный брак, хоть и неравный, впрочем, в сложившейся исторической ситуации факт мезальянса не имел значения.
Судя по тому, что второй мальчик, Гурий, рождённый в 1919 году, уже вовсю играет со старшим братом, дело происходит в Дании, куда семейство переехало в 1920 году.
На это, кстати, указывает и гирлянда из флажков, рисунок на которых повторяет датский государственный флаг.
Несмотря на то, что работы Ольги Романовой так и остались на ученическом уровне, их хорошо покупали как сувениры, чтобы иметь что-то от Романовых.
Да и сейчас мы смотрим на эти картинки не как на произведения искусства, а как на исторические документы и отражение души женщины, на долю которой выпало так много скитаний.
Вот что я увидела и о чём думала, разглядывая акварели двух женщин, таких разных, но таких похожих в своём внутреннем устройстве.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
4 истории о портретах русских императоров