В обществе существует стереотип, что хорошая учеба = успешность во взрослой жизни. Но практика показывает, что это убеждение далеко от истины. Высокий уровень IQ не всегда помогает устроиться в социуме, а люди с низким показателем вполне прочно занимают высокие должности. Если ваш ребенок учиться хуже всех в классе, это еще не повод для паники. Как известно, интеллект – это понятие разностороннее и родителям стоит воспринимать «умность» своего чада, прежде всего, как некий неравномерный узор.
Школьные оценки, как отображение знаний
К сожалению, в современных школах индивидуальный подход существует только на презентационных листах заведения. По факту интеллектуальный уровень ученика оценивается строго по качеству выполнения контрольных, тестов или домашнего задания. Причем школьные задания коррелируются с уровнем IQ , поскольку имеют сходные алгоритмы. Есть дети, которым просто повезло, что их уникальный набор способностей позволяет без труда справиться с подобной системой. Но есть и другая категория, которой очень сложно справляться на должном уровне со школьной программой. Что делать, если ребенок плохо учиться в школе?
Определенное усердие безусловно способно изменить уровень восприятия школьной информации. Всегда можно заучить какие-то правила, вызубрить формулы, но повлияет ли это на интеллект и стоит ли этот фактор сопоставлять с будущими достижениями ребенка? Представим на минуту, что в учебном заведении успешными считаются школьники с определенными внешними данными, а если кто-то не соответствует стандарту, его можно считать неуспешным. Примерно так же выглядит действительность, когда мы отправляем ребенка учиться и на полном серьезе считаем, что от его оценок зависит его судьба. Каждая личность индивидуальна, а интеллект, как таковой, имеет столько граней, что невозможно загнать это понятие в какие-то четкие рамки.
По окончанию учебного заведения, жизнь потребует от выпускников проявление интеллекта всех типов, а не только тех 10%, которые задействует школа. Далеко не всем стандарты школьного образования помогают в дальнейшем, поэтому не стоит давать оценку способностям детей, ориентируясь исключительно на их успеваемость в учебном заведении.
Основные уровни интеллекта
Если ваш ребенок во втором классе плохо учиться, не спешите вешать на него ярлык. Обратите внимание общее развитие. Возможно у него есть какие-либо способности, которые не так выражены у других. Они могут быть не востребованы в школе, но обязательно пригодятся во взрослой жизни. Определите, какой из уровней интеллекта развит у ребенка сильнее остальных.
Телесно-кинетический
Если у юного человека развит этот уровень интеллекта, есть большая вероятность, что у него будут успехи в спортивной школе. Но даже если ребенок не достигнет высокого уровня, занятия танцами, бегом и другими подвижными дисциплинами обязательно принесут ему удовольствие, потому что люди этого класса отлично чувствуют свое тело. Причем если не выявить эту особенность и направлять ребенка в неинтересном ему направлении, возможно негармоничное развитие личности, что обязательно отразится на его становлении в социуме.
Пространственный
Этот тип интеллекта обычно развит больше у мужчин, чем у женщин. Его проявление может встречаться в быту и профессиональной сфере. Например, если человек умеет идеально парковаться, виртуозно управляться с бытовыми инструментами или мастерски шить – это выраженный пространственный интеллект. В школе он не востребован. Если ребенок умеет строить невероятные сооружения из конструктора, но считает себя глупым, потому что пишет с ошибками, стоит его разубедить. Очень возможно, что имеющиеся способности пригодятся ему в жизни намного больше, чем правописание.
Музыкальный
Если вы не знаете, почему ребенок стал хуже учиться в школе, ответ возможно в том, что он прирожденный музыкант. Этот тип обусловлен генетической предрасположенностью. Имеющие его люди обладают хорошим музыкальным слухом и чувством ритма. В школе эта способность также не востребована, разве что если ребенок учиться в специализированном заведении.
Натуралистический
Этим типом обладают хорошие ветеринары, успешные представители сельского хозяйства. Этот же тип включает технический, экзистенциальный и эстетический интеллекты, отвечающие за работу с различными механизмами, способность видеть смысл в различных алгоритмах и процессах и чувствовать красоту.
Внутриличностный
Если ребенок очень плохо учится, что делать и как решить проблему, вам подскажет грамотный специалист. Но возможно он просто обладатель внутриличностного интеллекта. Люди этого типа проявляют себя в литературе и психологии, но не дружат с математикой. Они хорошие наблюдатели, могут подолгу размышлять, анализировать, делать выводы из происходящего. Ребенок может вести дневник, много думать. Представители такого склада хорошо умеют разбираться в людях, понимать собственные мотивы. Внутриличностный интеллект бывает только врожденным: его невозможно развить.
Межличностный
Один из самых востребованных типов, необходимых для успешного становления в социуме. Он подразумевает умение контактировать с людьми, находить общие знаменатели в разговорах, сглаживать конфликты. Имеющие его люди – великолепные дипломаты. Даже если ребенок с межличностным интеллектом не очень справляется со школьной программой, он всегда договорится с учителем, пересдаст, спишет у одноклассников или найдет еще какие-то пути решения проблемы.
Логико-математический
Ученик с этим типом интеллекта будет всегда на высоте в школе. У людей этой категории хорошо развита логика, они быстро решают задачи. Но синоним школьной «умности» не всегда помогает в жизни. Нередко логико-математический интеллект подразумевает некую системность мышления и если выйти за ее рамки, «процессор» может сломаться и у ребенка не получится решить задачу с непривычным условием.
Ребенок стал плохо учиться: советы психолога
Если вы не можете понять, почему ребенок стал хуже учиться, хотя раньше все было хорошо, имеет смысл проанализировать его поведение в целом. Но при этом не стоит делать поспешных выводов, наказывать его за плохие оценки или ставить условия. Важно определить сильные и слабые стороны пусть маленькой, но уже личности. Можно сделать ставку на его выраженные способности или же больше уделить внимания слабо развитым сторонам. Оптимальный вариант – сочетание разных стратегий развития, но при этом не стоит ориентироваться на установленные стандарты, потому что каждый интеллект по-своему уникален.