Иранская пустыня Деште-Лут официально является самым жарким местом на Земле. Именно здесь в середине нулевых годов была отмечена самая высокая температура на солнцепеке – 70 градусов жары по Цельсию. Почва раскаляется так, что кусок хлеба, просто положенный на ее поверхность, подгорает, будто в тостере.
Сама пустыня необитаема, но на ее границе существует селение Махуник, о котором рассказывают настоящие легенды. Например, что именно здесь когда-то жили настоящие лилипуты. Может быть, именно предания о них, дойдя до Европы, навеяли писателю Свифту сюжет одного из приключений его Гулливера.
Реальных доказательств пока не обнаружено. Некоторое время назад было найдено захоронение с крошечной мумией – величиной со ступню обычного взрослого человека. Любители экзотики оживились: вот оно, доказательство! Но ученые их разочаровали. После исследования выяснилось, что в старой могиле был погребен недоношенный младенец.
Тем не менее, известно, что несколько поколений назад уроженцы того самого селения Махуник отличались необычной низкорослостью – средний рост местного жителя был около метра. То есть в полтора раза меньше, чем у обитателей других регионов Ирана. Глинобитные дома, построенные предками нынешних жителей Махуника, сохранились до наших дней, они до сих пор обитаемы. При этом максимальная высота этих глинобитных строений – два метра. А обычная высота потолков в жилых помещениях не достигает и полутора метров.
Сейчас местным жителям в таких фамильных хоромах уже и самим тесновато, они стали заметно выше ростом, чем прадеды. Есть мнение, что основной причиной низкорослости было очень скудное питание. В суровом климате на скудной каменистой почве почти не растет трава, а значит, здесь не было возможности содержать скотину, хотя бы неприхотливых коз. Даже домашней птицы в Махунике не держали. Так что питались аборигены ячменными лепешками и репой. Еще тут кое-как может расти кустарник зизифус, он же китайский финик, с некрупными, но сладкими и витаминными плодами.
А вот такое, в общем-то, нехитрое блюдо как рис с тушеной курицей аборигены Махуника смогли отведать сравнительно недавно, когда к селению построили дорогу.