Найти тему
Камень, палка, пулемет...

Советские летчики на войне в Китае, что развязали японцы в 1937 г.

Оглавление
Советские летчики-добровольцы на аэродроме перед отправкой в Китай
Советские летчики-добровольцы на аэродроме перед отправкой в Китай

После того, как в 1937 г. японцы вторглись в Китай, последний быстро практически полностью лишился собственных ВВС. В результате националисты под руководством Чан Кайши обратились к мировым державам за помощью. США не ответили ни да, ни нет. СССР сразу согласился помочь.

Последний момент связан с тем, что мы хотели отвлечь японцев от Дальнего Востока. Также такое сотрудничество рассматривалось как лишняя возможность получения боевого опыта советскими летчиками. Еще это позволяло ознакомиться с авиационной тактикой вероятного в будущем противника, здесь имеется в виду Япония.

Начало войны

Первое боестолкновение японцев с вооруженными силами Гоминьдана произошло 7 июля 1937 г. По большому счету, эту дату можно считать началом Второй мировой. Но кто тогда обращал внимание на Азию. Поэтому мы ведем этот отсчет от 9 сентября 1939 г., когда Польша подверглась нападению гитлеровцев.

А между тем, стычка с японцами вылилась в кровавую войну, сопоставимую с тем, что произошло затем в Европе.

Повод для войны как таковой отсутствовал. Японцы его выдумали. Было заявлено, что у них пропал солдат во время учений, который может находиться на территории Китая. В результате китайцы получили ультиматум. Мол, они должны пропустить японцев в город Ваньпин для самостоятельного поиска пропавшего бойца.

В результате был получен отказ, возникла перестрелка, началась война.

Боевые действия с активным использованием авиации стартовали 14 августа. Явное преимущество в воздухе было за Японией. В этой стране авиационная промышленность находилась на подъеме. Японцы не только закупали западную технику, занимались ее копирование, но и разрабатывали свою. У них был истребитель A5M, который на тот момент считался одним из самых лучших в мире.

Японский истребитель A5M
Японский истребитель A5M

В Китае авиационной промышленности как таковой не было. Нет, соответствующие заводы в некотором количестве строили, но в основном закупали западные образцы техники. При этом делали это без четкой программы. Это привело к тому, что ВВС Гоминьдана отличались максимальным разнообразием типов самолетов.

У китайцев в 1937 г. было примерно 600 самолетов (из них 305 истребители). Боеспособностью обладали лишь 50% машин авиационного парка.

ВВС Гоминьдана в первые месяцы войны уничтожили порядка 60 самолетов противника. Японцы сбили около 180 китайских самолетов, и более 100 уничтожили на земле.

Точные цифры – это всегда проблема в такого рода подсчетах. Все стороны подобных конфликтов обожают приписывать себе излишнее число побед, поэтому приводимые данные очень приблизительные.

21 августа СССР подписал с правительством Чан Кайши соглашение о сотрудничестве в военно-технической сфере. В частности, заключили договор о поставке 227 самолетов.

В начале осени был издан приказ об отправке в Китай летчиков-добровольцев в количестве 254 человек. Для этого сформировали 2 эскадрильи по 31 самолету в каждой:

  • истребительная;
  • бомбардировочная.

Советский истребитель И-16
Советский истребитель И-16

21 ноября советские летчики впервые встретились в воздухе с японцами. С нашей стороны было 7 истребителей И-16. Японская группа насчитывала 20 самолетов. В итоге мы обошлись без потерь, а враг потерял 2 истребителя и 1 бомбардировщик.

22 ноября произошло воздушное боестолкновение в формате 6 против 6. Японцы не досчитались 1 истребителя.

24 ноября японцы сбили 2 наших истребителя, а еще 3 получили повреждения.

1 декабря сбито и повреждено 14 самолетов противника. Потери с нашей стороны – 2 истребителя.

2 декабря мы обошлись без потерь, сбив при этом 6 японских бомбардировщиков.

Примерно так началась боевая практика советских летчиков в Китае.

К концу 1937 г. благодаря помощи СССР удалось добиться превосходства в воздушном пространстве Нанкина и Наньчана. Постепенно советских летчиков заменили китайские экипажи, которые прошли соответствующую подготовку. Наши же пилоты переквалифицировались в инструкторов ВВС Гоминьдана.

В 1940 г. советские добровольцы вернулись на родину. Последние поставки самолетов в Китай – июнь 1941 г.

Советский бомбардировщик ТБ-3
Советский бомбардировщик ТБ-3

В течение войны советские летчики приняли участие в не менее чем 50 крупных воздушных боях. Вместе со своими китайскими коллегами они сбили 81 самолет, а также повредили 114 самолетов и 14 крупных военных кораблей.

За период с 1937 под 1941 гг. Китай получил от советской стороны 1 250 самолетов. В боевых действиях на территории этой страны приняли участие около 3 700 человек из СССР, из которых летно-технический состав – это порядка 2 700 человек. Наши потери – 211 человек. Это прямые боевые потери и в результате аварий, а также сюда относятся погибшие от ран.

Вывод

Советский Союз ощутимо помог Китаю в борьбе с японцами. Наши летчики внесли огромный вклад в становление китайской военной авиации. В то время там были также летчики и из западных стран. Но основная их масса надеялась заработать на войне, поэтому они проявляли минимальную активность в плане боевых вылетов. Постепенно эти помощники и вовсе покинули страну.

-5