Найти в Дзене

Судьба декабриста

(О фильме «Союз спасения». Все интриги будут раскрыты!)

8 января я посмотрел новый фильм о декабристах – «Союз спасения». Предварительно я знал, что там будут некоторые отступления от исторической правды.

Что же я увидел?

Господа заговорщики. В чинах и без.
Господа заговорщики. В чинах и без.

Главным героем выведен Сергей Муравьёв-Апостол. Подающий надежды молодой человек, который учился за границей и был представлен самому Наполеону – причём сам заявил о себе, что является лучшим по нескольким дисциплинам. Кажется, блестящее будущее уготовано ему! Но скрижали истории неотвратимо гласят: будет повешен через 18 лет.

В 1814 году Сергей уже сделал военную карьеру, служит в Семёновском полку, который находится под патронажем самого государя Александра Первого. Россия торжествует победу над Наполеоном, и государь объезжает полки, чтобы лично поздравить их. Сергей же придумал авантюру: доставить в полк ящик вина и предложить государю испить с ними шампанского. Таким образом, наш юноша делает главную свою ошибку: приняв участие в победе над властителем, который высоко оценил его заслуги ранее, под знамёнами властителя своей страны, Сергей хочет стать равным царю. Причём не честным трудом, а напоказ, приняв участие в совместном ритуальном одурманивании вином. То есть принизив государя всероссийского до своего уровня. Государь, разумеется, не согласился, Сергея наказали за дерзость, а свои же сослуживцы объявили безумцем.

После этого эпизода нам показывают, что Сергей и его друзья основали тайное общество «Союз спасения», в котором умышляют переделать государственное устройство в России. Обстановка в обществе показана как весьма мечтательная и развязная: заговорщики обсуждают политику за вином, в свободное от воинской службы время, а поэт Кондратий Рылеев читает им свои вольнодумные стихи, подогревая самомнение. Однако, когда один из приятелей предлагает убить царя и его ближайшее окружение на военном смотру, пользуясь тем, что с ними будет множество вооруженных людей, эту идею со смущением отвергают (хотя сцену убийства, возникшую в головах будущих декабристов, даже показали явно!). То есть изнутри идёт сопротивление, совесть не позволяет идти против надсистемы.

Далее происходит инцидент в Семёновском полку. Командир полка приказал выпороть одного из солдат, а тот обиделся и поднял товарищей на бунт. Потому-де, что они Наполеона били вместе, а новый командир «не из них». Восстание удалось подавить без крови и безобразий, а офицеры убедили всех солдат пойти покаянным маршем в Петропавловскую крепость, на суд царя. Офицеры думали, что царь смилостивится над своими подопечными, ибо они же вместе «Наполеона били». Царь же повелел разжаловать и сослать на Украину офицеров, допустивших беспорядок, а солдат всех подвергнуть наказаниям. Офицеры обиделись ещё пуще, и в их заговоре окрепла уверенность, что власть царя следует ограничить. Потому что «высочайшая воля и есть закон», а царь, находясь над законами в стране, совершил, как им казалось, несправедливость. Однако не подумали бравые офицеры, что кабы пример Семёновского полка оказался заразителен в России, то всякая власть над армией была бы утрачена, и государь, острастки ради наказав один полк, укрепил государство и не допустил распространения заразы в умах. Зачем на Украину отослал? Видимо, там требовался порядок; ссылка сия, в общем-то, была почётной. Потому что офицеры там имели возможность обсуждать проект Конституции и ограничения власти царя, будучи вдалеке от него. И царь знал об их намерениях, и даже одобрял некоторые из них, о чём сам же и говорит. То есть у декабристов есть злоба на Александра, а у Александра на них – нет!

В фильме не показано, что хорошего делали господа офицеры для России, что Александр уважает их идеи. Хотя, по правде истории, их поначалу было за что уважать. Этим настрой на ссору обостряется, кажется, что бунтовщики только из вредности своей задумали потеснить власть в стране. Фильм, таким образом, всё же имеет некоторую долю пропаганды: повторения событий на Сенатской площади допускать нельзя, и декабристы поневоле слегка «демонизированы». То, что даже в 1825-м упоминается «Союз спасения», порождает у меня мрачную усмешку: по правде восстание организовали «безликие» Северное и Южное общества, а всякие Союзы и Братства были переименованы за несколько лет до того – по мере роста обиды офицеров. И уж кого там спасают и от чего? И власть, и её противники вместе идут к смерти, к точке невозврата, где их противоречие будет нельзя уже решить мирно. Это нагнетание вызывает тревогу задолго до сцены восстания. И не зря сенатор-либерал Мордвинов там мечется между противоборствующими мужчинами, пытаясь убедить их решить дело миром, а на площади восклицает: «Там русские убивают русских!» Спустя сто лет русские били русских ещё намного страшнее, и следы этого ещё видны…

«Наполеона били вместе» - это проявление коллективного Анального вектора, который воплощает дух равенства и справедливости «всем поровну». Во Франции «анальные» девизы свободы, равенства и братства были использованы «кожными» революционерами для слома иерархии управления, но это породило в обществе негатив, жертвами которого стали сами восставшие, и который был «погашен» могучим вождём Наполеоном, обрушившим Европу в долгую войну для физического уничтожения всех революционеров. Декабристы помнят этот урок, отчего и не желают повторять французский сценарий. Но в своём «кожном» желании словчить, обойти монаршую волю они уверены, что им дозволено будет за благие их намерения победить иной ценой.

Ради своих идей (а на самом деле заимствованных с Запада, из маленьких стран Европы) декабристы даже ставят восстание выше семейного счастья. Что опять же показано через Муравьёва-Апостола, который хотя и встречается с барышней, и получил родительское благословение на семейный союз, но едва у порога появляются товарищи, оставляет любимую. В прошлый раз он был вынужден разлучиться с нею из-за бунта в полку, когда офицеров призвали наводить порядок прямо из театра. Прерванное наслаждение, нарушение последовательности действий – для Анального вектора это сильная боль, порождающая мрак обиды. Обиделась и вымышленная Анна Бельская: привезла возлюбленному аж на Украину дорожный пропуск, чтобы он мог сбежать, а он отказался. И она… нет, не хрестоматийная «жена декабриста» она: получив отказ, ушла прочь! Молодая девушка, зимой, вдали от дома, в XIX веке – и оставить своего мужчину… странный образ. Рылеев же бежит за полком, даже когда ему жена и дочь кидаются на шею, умоляя отказаться от опасного намерения. В противовес этим врагам семейного тепла, император Александр степенно прохаживается с женой, а император Николай ласков к своему многообещающему сыну.

В ноябре 1825 года происходит ключевое событие: из Таганрога пришла весть о смерти государя. Нам показали, что царь желает «бриться по-походному», то есть твёрдо задумал покинуть политику и уйти с трона. Далее мы видим, как ему делается дурно от пореза бритвой, он падает… Так падает вся Россия, когда восстание врезается в её плоть, когда «кожа» страны – закон и порядок – колеблются!

Что было далее с царём – уже не важно. Декабристы этого не узнают. В один миг оказалось, что их «обидчика» более нет, а к трону близится нелюбимый в войсках великий князь Николай. То есть надежда на хорошие времена и возврат почестей пропала, пора воспользоваться опасной для страны лазейкой и исполнить бунт!

Князь Трубецкой, который убеждал Николая в своей верности, обманул его и поднял войска под имя царя Константина. Но сам не рискнул показаться на площади: понимал князь, что революция, независимо от её итога, пожрёт своих детей, и провидел неизбежность смерти своей, если выйдет против правящей фамилии открыто. Расчёт его оправдался: ещё в начале фильма Николай лично пеняет Трубецкому, что тот сделал ошибку, вдохновив заговор. Трубецкой был сослан, но прожил долгую жизнь, сравнительно с прочими... Его вид у дверей Зимнего дворца наводит на мысль о малодушии, но не есть ли его малодушие на деле расчёт выжить и служить своим идеалам, даже понеся поражение вместе с теми, кого он вдохновил, но с кем имел разногласия? Мне этот персонаж как-то слабо запомнился сравнительно с прочими; впрочем, там вообще большинство участников показаны и представлены так, что различить, кто есть кто, трудновато.

Разногласия в среде декабристов можно заметить довольно рано. Но как именно они видят политику страны, не раскрыто: к моменту восстания остались только три требования. Константин, конституция и снижение срока службы войскам. То есть – носитель власти (который на тот момент вообще не в стране пребывает!), программа власти (составленная без одобрения и явно неполная) и привилегия одному из сословий – так как декабристы из военного, то «своим» они желают лучшей судьбы, нежели прочим. Что о крестьянах, о купцах, о духовенстве, о родовой знати, о прочих гражданах? В фильме этого не касаются, эти сословия «вынесены за скобки». Этим создаётся ещё одна видимая ошибка декабристов: преувеличить заслуги одних людей империи над другими, противопоставить военных и гражданских. Это всё равно что аутоиммунное заболевание в теле человека – когда защитники выступают против тех, кого защищали! Как «картинка» к этому – горящий шинок где-то на Украине, то есть войска принимаются явно стращать и угнетать гражданских.

Донос на декабристов написал Аркадий Майборода, и в фильме снова этому приданы черты личной обиды. Майборода был якобы недоволен тем, что его Пестель страхом смерти понудил взять на себя полковую растрату, которая была допущена самим Пестелем на нужды тайного общества. Переходить за грань дозволенного – страшный грех для «анальной» психики. И поэтому, составив лживое письмо, Майборода тут же сочиняет письмо правдивое для императора, где указывает на заговор во всех деталях – создаёт обратную связь к «мозгу» страны, что в одном из членов державы зреет воспаление. За что раскаявшийся преступник и был позднее властью обласкан и повышен в чине.

Но в истории о Майбороде записи неприглядные: и сам регулярно подворовывал из казны, и нужных денег добыл Пестелю незаконно, но вместо того, чтоб отдать ему хотя бы часть требуемой суммы, присвоил всё себе. Сам факт незаконной растраты стал возможен, как гласят документы, потому, что и начальники Пестеля запускали руку в полковую казну! Показывать такую грязную коррупцию в фильме было бы немыслимо, особенно сейчас, когда все ругают воров, но повсюду норовят стащить у государства на личные нужды!

Из сцены восстания на площади, красивой и страшной, хочется выделить «историческую нелепицу»: когда император Николай на коне выезжает навстречу полку, в верности которого не убеждён. Оправдав его худшие мысли, полк кричит ему «Ура Константин!». И Николай, остановившись, иронически говорит: «А раз так – то вам дорогу», - и отъезжает. Никто из солдат и офицеров его не трогает, проходя мимо. Фигура императора явно священна и неприкосновенна, хотя стоящие на площади легко могли его убить! Этим показано, что надсистема всегда внушает подсистемам безотчётное уважение, ибо они ей не ровня. Так непоколебимо надо всею трагедией возвышается и Медный всадник (дурная мода свергать памятники пришла в Россию куда позже, когда офицерская честь покинула страну вместе с её носителями). А мятежники идут прямо туда, где их окружат верные новому императору войска.

«Я не хочу знать их имён», - говорит Николай о зачинщиках мятежа. За убийство верного императорской семье генерал-губернатора Милорадовича кровью расплачиваются рядовые, хотя убийство совершил один негодяй. То, что Каховский именно негодяй в глазах режиссёра, видно по тому, что он с ненавидящим лицом стрелял губернатору в спину, что вызывает в толпе ропот. На роль князя Оболенского, активного участника восстания, орущего «Ура Константин!», взят какой-то рыжий тип с длинным крысиным лицом: такому тоже не посочувствуешь. В отличие от Кондратия Рылеева, который с восторженным ликом воспевает безумие, или Михаила Бестужева – просто высокого, светловолосого и светлоглазого…

В конце восстания солдат, бегущих к крепости, останавливают пушечные залпы, разбивающие лёд на Неве. Те, кто предал родную землю ради чужого замысла, гибнут в воде. История гласит, что всех погибших так и утопили в Неве, ибо царь желал скорее очистить площадь от следов великого преступления. Снова «анальное» чувство – вернуть утраченную чистоту. И не зря в конце говорится, что кроме казни декабристов, Николай более никого не казнил в своё правление, чтобы не увеличивать меру своей нечистоты. «Эта кровь всегда будет на мне лично».

А войска, шедшие с Украины на север, были остановлены. Россия – это не Франция, расстояния в ней огромны. Хотя в фильме и происходят частые перебивки с одного места драмы на другое, и о покушении на подполковника Гебеля царь узнаёт почти мгновенно. (Кто не знает, Гебель выжил.) Сергей Муравьёв-Апостол проводит носком сапога черту и сам переступает её, объявляя собственной стране войну: так он открыто показывает себя преступником, который уже не царю, а России угрожает. Там и был он захвачен.

На казни Сергей срывается с виселицы; в последние минуты свои он вспоминает тот момент, с которого начался поворот в его судьбе. 1814 год, император поздравляет войска с победою, и Сергей тащит шампанское, чтобы предложить государю выпить с офицерами. И Александр принимает бокал, улыбаясь… Такова была мечта декабриста, отмеченного Наполеоном, и ради неё он сломал жизнь себе, товарищам своим и множеству простых солдат. Неудачная шутка, слом иерархии в малом, приведший к слому в большом. Таков урок фильма: когда человек злоупотребляет своим положением и идёт против общественного ради личного, разрушения этим причиняются великие.