Как бы печально это не звучало, но надо признать, что мы не видим картины великих художников в том виде, в котором ее задумали и воплотили авторы. А как иначе? Время не щадит ничего и никого. Однако каждый коллекционер стремится получить в свое собрание полотна, которые сохранили авторскую живопись по максимуму.
Наименьшее вмешательство в структуру произведения происходит в процессе так называемой «научной» реставрации. В этом случае сначала проводятся исследования (например, чтобы удалить старый лак, нужно знать точную химическую формулу смеси, которая его снимет, не повредив изображение), затем составляется реставрационный план, работа по восстановлению оригинала длится довольно долго, как правило, не один год. «Коммерческая» же реставрация порой сродни фотошопу - вмешательство более заметно для глаз, что неудивительно, ведь главная задача в данном случае придать работе «товарный вид», чтоб она выглядела привлекательно.
Зачем их вообще реставрировать? Все шедевры великих подвергаются износу в процессе жизни, то есть стареют и теряют свой внешний вид. Основные проблемы, с которыми приходится справляться реставраторам, это не только отслаивание и сколы краски, лака, загрязнения, но и провисание и разрывы холстов, нарушения грунта. Качество реставрации будет зависеть только от профессионализма и опыта реставратора, который работает с целой командой.
Картине Джорджоне «Юдифь», написанной на дереве примерно в 1504 году, от реставраторов досталось прилично...Большие и малые восстановительные работы, смена мест экспонирования, последним из которых стал в 1772 году Эрмитаж. Что с ней только не делали: покрывали подкрашенным лаком, переводили с дерева на холст, добавляли приставки по бокам. Все эти манипуляции явно исказили авторский оригинал, который нуждался в серьезной долгосрочной реставрации. Эта сложнейшая работа проводилась с 1967 по 1971 гг. По решению Эрмитажной комиссии реставрацию проводила Александра Малова, имеющая высшую квалификацию в своем деле. Подход к работе был настолько скрупулезный и серьезный, что в нескольких частях картины были обнаружены отпечатки пальцев самого Джорджоне.
Кстати, не за все картины берутся реставраторы. Порой музейщикам непросто найти мастера, который возьмется за полотно, претерпевшее значительные изменения. Так, дипломная работа «Геркулес и Лихас» выпускника Петербургской Академии художеств Павла Сорокина была из серии отказных. Никто не хотел брать ее на реставрацию. Находится она в фондах Одесского художественного музея. Реставраторов, помимо прочего, смущал размер полотна 2.5 на 1.8 м, к этой проблеме присоединялись и бюрократически моменты с ее перевозом в мастерские. Состояние картины было ужасное: в период ВОВ ее эвакуировали из музея в другом городе по фрагментам, затем наклеили на другую основу, а фрагменты, которых не хватало, дописали второпях, лак со временем потемнел, слой краски просел. В итоге реставрацией полотна прям на музейном полу, без чьей-либо помощи и специальных материалов занимался реставратор Вячеслав Кружков. Он даже приглашал в музей натурщика, чтобы дописать недостающие части изображения (кусок спины Геракла, часть неба и ноги).
Так что же такое реставрация картины? Может быть, «убийство» во имя спасения?