Для того, чтобы правильно выстроить общение с детьми и тренировки приносили нужные результаты, дети слушались и с радостью выполняли задания тренера, тренер должен знать возрастные особенности детей и способы психологического влияния на детей. Данная статья, в какой-то степени, является продолжением предыдущей статьи с названием «Типы детей и как к ним найти подход» состоящей из двух частей.
Для того, чтобы научить ребенка чему-то, его нужно побуждать к действиям. Ниже я перечислил не все виды психологической манипуляции, а только те, которые применял лично и видел, как применяют тренеры и эти способы действительно работают:
- манипулирование - скрытое (не явное) побуждение к действию, для достижения своих целей. Например, тренер дает группе детей задание бежать на перегонки и добавляет фразу: «кто последний, тот тухлая сосиска» и все дети бегут максимально быстро, стараясь не быть последним. Задача тренера выполнена!
- Внушение - воздействие на спортсмена или группу спортсменов с целью изменения отношения, действий или состояния без объяснения причин, т.е. не аргументированное воздействие. Например, тренер говори защитнику, что тот не должен бить по воротам и близко приближаться к воротам соперника. Метод эффективен для тетей возраста 7-12 лет.
- Заражение - метод передачи своего состояния или отношения спортсмену. Когда тренер не опускает руки и подбадривает спортсмена, позитивные эмоции передаются спортсмену. На мой взгляд метод эффективен для детей всех возрастов.
- Игнорирование - умышленное, якобы, не внимание к спортсмену для достижения необходимого действия или отношения. При игнорировании дети стараются все лучше и лучше выполнить задание чтобы на них обратили внимание и похвалили. Наиболее эффективно для детей возраста 6-9лет.
- Аргументация - побуждение к действию или изменения отношения с объяснением причин. Например, тренер говорит: «ты должен пробежать 1 круг за 60 сек, не быстрее и не медленнее, если побежишь быстрее, то не сможешь выполнить все 8 раз это упражнение, а если медленнее, то эффективности не будет, это слишком легко для тебя». Эффективно применять такой метод для подростков.
- Принуждение - побуждение к действию с помощью угроз и запретов. Например, тренер говорит: «пока вы все не выполните упражнение правильно в футбол играть не будете». Метод эффективен для детей с 5 лет.
Существуют возрастные особенности самосознания спортсменов. Так дети в возрасте 3-6 лет считают, что они хороши, потому что занимаются спортом, у них еще может не быть осознанного соревновательного чувства.
В возрасте 6-9 лет дети уже чему-то научились. Дети этого возраста считают, что хороши, что научили делать упражнение. Могут начинать хвалиться, что научились чему-то новому, упражнению или приему.
В возрасте 9-12 лет дети начинают применять все свои навыки в игре или соревнованиях. Дети этого возрастного периода считают, что хороши, потому что применяют прием для пользы команде.
Умственное развитие детей индивидуально, но существует три основных вида развития, это мыли, действия и чувства. У всех детей эти виды развиваются в разной степени и один из них является преимущественным.
Вот некоторые особенности детей, у которых более выражена та или иная сторона умственного развития:
Мысли
Дети нуждаются в точных инструкциях, они воспринимают любую информацию буквально. У таких детей слабо развито абстрактное мышление, они плохо понимают иронию. Эти дети сравнивают себя с другими и чувствуют себя, обычно, хуже других, если у них что-то не получается.
Действия
Эти дети игривые, выполняют задания ради веселья, они склонны к подражанию другим. Такие дети мало, редко устают, у них много энергии, они легко отвлекаются. В игре они концентрируют внимание на себе и на мече или шайбе, не замечая партнёров по команде.
Чувства
Такие дети испытывают трудности в проявлении сложных эмоций, плохо объясняют и понимают какие действительно чувства испытывают. Эти дети импульсивны, если у них есть в чем-то потребность, то ожидают что их потребности должны быть немедленно удовлетворены. Эти дети сосредотачиваются на веселье здесь и сейчас.
Для выполнения какой-то работы, будь то учеба, тренировка или соревнование, ребенку требуется энергия. Положительные эмоции повышают запас энергии, а негативные ее расходуют.
Влияние негативных эмоций:
- мешают работе мозга;
- приводят к неправильным решениям;
- тратят энергию;
- вызывают негативные реакции на ситуации;
- влияют на окружающих (эмоции заразны).
Негативные эмоции приводят к негативному стрессу, который и вызывает все эти последствия.
Если есть необходимость поругать ребенка, то делать это нужно осторожно. Для этого существует специальная формула, позволяющая выразить свое недовольство тренеру или родителю, в необидной форме для ребенка:
Я (описание чувств), + когда (описание ситуации)
Например, «Я расстроен», когда ты перестал играть, когда у тебя отняли мяч».
После этого можно описать желаемый результат или поведение в будущем, например, «было бы здорово, если бы ты постарался отнять мяч обратно».
Получайте удовольствие от общения с детьми и проявляйте терпение к их развитию!