28 июня 1857 года при четырех конных русских полках высочайшим повелением императора была сформирована конно-артелерийская бригада в составе двух батарей. 1-я Забайкальская казачья Его императорского величества батарея входила в состав этой бригады. В 1900 году в Китае началось так называемое боксерское восстание и батарея приняла деятельное участие в его подавлении и умиротворении Маньчжурии.
14 сентября 1900 года колонна Полковника Мищенко в том составе, как и накануне с 1-м и 2-м взводом 1-й Забайкальской казачьей батареи в 5 часов утра двинулась по императорской дороге с целью разведать о противнике. Колонна выступила раньше главных сил на 3 часа и пройдя 15 километров, обнаружила китайцев. Батарея с 4 орудиями под командой Василия Миновича Янушева заняла позицию вправо от попутной деревни китайцы занимали хребет, с которого открыли огонь ружейный и артиллерийский, но огонь их был слаб, отряд быстро занял названный хребет, а батарея расположилась на западном склоне такового.
Батарея противника занимала позицию примерно в километре, но так как она стреляла бездымным порохом, укрывшись за гаоляном и деревьями близ лежащей деревни, то по необходимости пришлось обстреливать названную деревню. Китайская артиллерия стреляла очень метко, но безуспешно, снаряды ложились вправо в 60 метрах. от батареи в одно место. Батарее было предложено подняться на скалу. В момент подачи передков китайцев, два снаряда упали в передки, ранив лошадей. Заняв позицию на скале оказалось, что батарее предстоит дело с весьма значительным противником. Колонна Полковника Мищенко была окружена двадцати тысячным корпусом генерала Шу. Его шестнадцать орудий били с фронта, а 4 из 8-ми в тыл. Пехотные части наступали со всех сторон. Огонь наших орудий пришлось разбрасывать по всем направлениям повзводно. Две батареи китайцев, расположенный с фронта, стреляли бездымным порохом и хорошо укрываясь гаоляном, совершенно были невидимы. Исключение составляли третья батарея, которая стреляла дымным порохом и была видима, но снаряды ее не долетали. Поэтому на нее особо не обращали внимания. Начальником отряда полковником Мищенко приказано было во чтобы то ни стало отыскать батареи противника, расположенный укрыто против нашего фронта. Через два часа боя поручику Станкевичу удалось найти 57 мм. батарею китайцев, но так-так никто кроме поручика Станкевича, обнаружившего эту батарею по отблескам выстрелов, не мог видеть ее, то ему было предложено лично наводить четыре орудия. Быстро пристрелявшись при прицеле 27, поручик Станкевич восемью меткими выстрелами заставил китайскую 8-ми орудийную батарею замолчать. Позднее эта батарея, сняв свои орудия с позиций, больше участия в бою не принимала. Другая же фронтальная батарея, прикрываясь дымною завесой горевшей впереди деревней наносила забайкальской батарее значительный урон. Положение стало значительно серьезным, так-так в батарее осталось всего 16 снарядов, а в ротах и сотнях от 7 до 15 патронов на человека.
Сведения о русских главных силах не было никаких. Отряду и батарее было предложено, оставаясь на позиции прекратить огонь, отдохнуть и закусить. Вынужденный отдых продолжался примерно академический час. Китайцы, пользуясь молчанием русской артиллерии, перешли в общее наступление, но однако ближе чем на километр не осмелились подойти. На рысях из главных сил прибыли два зарядных ящика. Бой снова возобновился. Вслед за сим прискакала 2-я пешая батарея, поступив под общую команду командира 1-й и 3 -й Казачьей батареи, войскового старшины Янушева, значительно уравновесила неравный силы.
Бой принял оборот неблагоприятный для китайцев. Китайцы поспешно бежали, будучи преследуемы огнем нашей и прочих батарей на протяжении от 5 километров. Через шесть часов боя, батарее было приказано присоединиться к резерву и пополнить свой боекомплект.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.
Спасибо, что читаете нас!
"Известна та рознь, которая раздирала военные сферы во время китайской войны (боксёрское восстание). Когда приамурское начальство, ведавшее операциями в Северной Маньчжурии, враждовало с квантунским, которому подчинены были отряды в Южной; когда на юге шло острое соревнование между генералами Волковым и Церпицким, а на севере генералы Ренненкампф, Орлов и другие со своими отрядами летали по краю за славой, избегая подчинения друг другу и приамурскому начальству…"
/И.И.Деникин/