Найти тему
жизнь как приключение

Монастыри Тибета.

Чтобы уже как-то немножко отойти в сторону от темы монастырей и буддизма, ибо хотя поездка в Тибет неразрывно связана с посещением этих заведений, как говорится, не монастырями едиными, давайте посмотрим на ещё два наиболее посещаемых туристами монастыря и поедем дальше.

Нет, конечно путешествуя по Тибету и любуясь природными красотами мы ещё не раз заглянем в монастыри. Но в тех случаях это будет скорее географическая привязка - поехали в базовый лагерь Эвереста, зашли в монастырь Ронгбук.

В эти же два монастыря едут специально ради них самих.
Ой, что-то я с вступлением затянула.

Монастырь Пелкор-Чёде в Гьянтзе и монастырь Ташилунпо в Шигадзе.

1.
1.

Пелкор-Чёде знаменит своей огромной девятиуровневой ступой и тем, что со времён основания до наших дней в этом монастыре уживались, проходили обучение и управляли монастырём монахи аж трёх различных школ.

Ну а Ташилунпо в Шигадзе почти также огромен и знаменит, как Потала в Лхасе. Ведь он всегда был резиденцией Панчен-ламы. Второй по иерархии фигуры для буддийской школы Гелуг. Да и Шигадзе - второй по величине и значимости город Тибета.

Начнём мы наше знакомство с монастыря Пелкор-Чёде.
Когда-то здесь находилось 15 монастырей различных школ. Большая часть - 9 монастырей - принадлежали школе Гелуг.

Во время культурной революции почти все здания были уничтожены.

2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
5.

И пусть вас не смущает свастика перед входом в монастырь.
Традиционный символ, от которого в Тибете не отказываются из-за того, что его использовали фашисты.

В отличие от большинства других монастырей, здесь за небольшую плату разрешают фотографировать внутри.

А внутри есть на что посмотреть.

6.
6.
7.
7.

В монастыре сохранились практически все древние реликвии.

8.
8.

Статуи украшенные золотом и драгоценными камнями, старинные росписи, книги.

9.
9.
10.
10.
11.
11.
12.
12.
13.
13.

Вот мне, кстати, всегда было не понятно. Как удалось сохранить от разграбления все эти богатства в то время, когда 80% монастырей Тибета просто уничтожили.

14.
14.

Оно конечно хорошо. Благодаря тому, что статуи уцелели, теперь мы можем вглядываться в эти спокойные лица.

15.
15.
16.
16.

Но столько драгоценностей и всё мимо казны культурной революции...

Наверное надо опять написать, что ни в Пелкор-Чёде в Гьянтзе, ни в Ташилунпо опять не дрогнула ни одна струна моей буддийской души.
Да, очень интересно, красиво, местами атмосферно. Но как в музее.

Я не знаю, чего мне ещё не хватало.
Здесь не было толп туристов, как в Потале и в Джоканге.
В Пелкор-Чёде мы приехали уже к вечеру, и кроме нас и монахов в монастыре никого не было.
Так что после этого монастыря я решила, что ни Тибет, ни здешние монастыри ни при чём. Видимо, что-то закостенело в той части моей души, которая отзывалась при посещении буддийских храмов. Иначе сложно было объяснить всю эту тишину и пустоту в душе.
И я решила оставить все свои буддийские метания, не ожидать внезапных откровений и ответов на вопросы, которые конечно же должны были придти ко мне в таких священных для буддистов местах, а воспринимать местные достопримечательности исключительно с культурно-эстетической точки зрения.

17.
17.

С эстетической точки зрения всё было прекрасно.

18.
18.

И на улице - росписи и молитвенные барабаны.

19.
19.
20.
20.
21.
21.
22.
22.
23.
23.

И внутри - всё такое нарядное.

24.
24.
25.
25.

И конечно сама знаменитая ступа была огромна и прекрасна. Но мы приехали слишком поздно, она уже была закрыта для посещения.

26.
26.
27.
27.

Мы покидаем древний город Гьяндзе с его крепостью над городом, монастырём и улочками, хранящими истории давно минувших дней.

28.
28.
29.
29.
30.
30.
31.
31.

И переезжаем во второй по величине город Тибета - Шигадзе.

Ташилумпо - резиденция Панчен-ламы. Почти такой же большой и прекрасный, как Потала - резиденция Далай-ламы.

Впрочем нет, конечно же Потала красивее. Поэтому оставим - почти такой же большой.

32.
32.
33.
33.

Настоящий город.

34.
34.
35.
35.
36.
36.

С большим количеством паломников на его улицах.

37.
37.
38.
38.
39.
39.

И с множеством приятных глазу деталей.

40.
40.
41.
41.
42.
42.
43.
43.
44.
44.
45.
45.

Практически у самого входа ступы, вокруг которых совершают ритуальный обход - кору.

46.
46.

Во время обхода кто-то совершает простирания, кто-то молится

47.
47.
48.
48.
49.
49.
50.
50.
51.
51.

Монастырь Ташилунпо основал в 1447 году ученик Цонкапы, признанного после смерти Первым Далай-ламой. Полное название монастыря с тибетского языка переводится как «все счастье и благополучие собрано тут».

В Ташилунпо находятся погребальные ступы с останками Первого Далай-ламы и нескольких Панчен-лам.

Ташилунпо славится также самой большой в Тибете статуей будды Майтреи высотой 26 метров. На её изготовление ушло 279 кг золота, почти столько же серебра, 116 тонн бронзы, более 40 алмазов и 1000 жемчужин.

На полу можно увидеть большую свастику, выложенную из драгоценных камней.

52.
52.
53.
53.
54.
54.

При входе в монастырь - росписи с традиционными сюжетами.

55.
55.
56.
56.

Вот этот сюжет мне больше всего нравится. В разных монастырях он изображается с небольшими (или большими) вариациями, но смысл его остаётся неизменным. Баланс. То, чего нам так часто не хватает.

57.
57.

Современные технологии проникли и сюда.

58.
58.

Мир меняется, но неизменным остаются денежные подношения в храмах.

59.
59.

Фотографировать во внутренних помещениях этого монастыря нельзя.
Так что вот вам напоследок такая милая забавная табличка.
Ну ладно, в слове approach просто сделали ошибку. Но "не подходи к нему" по отношению к заборчику звучит очень мило.

60.
60.