Найти тему

Поп-симфонии смутного времени. Рецензия на альбом группы Nine Inch Nails “Bad Witch” (2018)

NINE INCH NAILS
“Bad
Witch”
℗ 2018 The Null

Альбом группы Nine Inch Nails “Bad Witch” на iTunes Слушать альбом группы Nine Inch Nails “Bad Witch” на Яндекс.музыке

Современное общество ничего не анализирует и не рефлексирует по поводу почти ничего, оно читает новости. Но даже если и в 2018-м задать хоть мало-мальски мыслящему человеку вопрос «кого можно назвать величайшим американским композитором последней четверти века?», то ответ будет однозначным: это лидер Nine Inch Nails Трент Резнор (Trent Reznor). Да какой там лидер – собственно, сам Трент и есть человек-оркестр, и говоря о Nine Inch Nails мы говорим только об этом незаурядном композиторе, продюсере и мультиинструменталисте. И как забыть о том, что без Трента-продюсера никогда не было бы такого странного рок-явления, как прекрасный для многих и отвратительный для ещё большего числа людей Мэрилин Мэнсон (Marylin Manson). Без звуковых откровений Трента этот скандалист до сих пор поигрывал бы нечто вроде гаражного панка с электроникой… Так что и м-ра Мэнсона можно вписать в число достижений великого американского композитора.

Талантливый музыкант талантлив во всём: возможно, и не хотел, но уловил, какие умственные ветры задувают над Соединёнными Штатами вот уже пару лет, и “Bad Witch” тому безукоризненное свидетельство. Видится, что новинка только укрепит статус Nine Inch Nails как ведущего и самого популярного поп-индустриального коллектива по ту сторону Атлантики. Безусловно, “Bad Witch” – вновь продукт именно американской ментальности, от европейской в общем-то несколько удалённой. Но ведь и с музыкальным материалом Трента то же самое – для жителей Европы он представляется некоторой экзотикой, тем и интересен. Здесь-то Nine Inch Nails никогда не станут ведущими индастриал-рокерами: у Европы (и у России) есть Rammstein.

Аудиоклип к пьесе “God Break Down The Door”

Для всего-то получасового альбома “Bad Witch” является эмоционально весьма насыщенным, хотя не будем преувеличивать этой эмоциональности – как и водится у Трента, она в рамках альбома весьма однотипна. Более того – редко мыслящий синглами и отдельными композициями, и тяготеющий к крупной форме музыкант строит пьесы в пределах одного альбома как правило по одному шаблону. Однако шаблон этот каждый раз с должным тщанием придумывается заново – для нового альбома, вы не поверите, таким шаблоном стал обыкновенный рок-н-ролл и, в определённой степени эмбиентный поп-джаз (нет, не лаунж!) Конечно, рок-н-ролл в формуле “Bad Witch” перевешивает – но, во первых, Трент никогда не строил из себя абсолютно некоммерческого артиста, да и какая музыка выражает для среднестатистического слушателя суть Америки лучше, чем стандартный рок-н-ролл? Тем более нельзя преуменьшать тот факт, что путешествие в рок-музыку началось у Трента со знакомства с альбомом рок-героев Kiss “Destroyer” (1976), преданным фанатом каковой группы он моментально и стал. Так вот, зная об этом, невозможно не провести параллель между “Bad Witch” и классикой Kiss – да, в основе обеих работ лежит незатейливый рок-н-ролл, однако же драматургически усложнённый уместными (в случае с Nine Inch Nails – атмосферными) аранжировками и помпезностью, намекающей на стадионный характер подобной музыки. В этом есть и нужная доля провокаторства – в конце концов, ролевой моделью Трента как исполнителя так и остался один из лидеров Kiss Джин Симмонс (Gene Simmons), а в таком случае рассуждать о провокаторстве как художественном методе даже как-то и неуместно.

Возможно, эта параллель с Kiss отвратит от “Bad Witch” сильно идейных поклонников – однако это не значит, что альбом нежно слушать невнимательно. Напротив, резкие смены темпа и мелодики, долженствующие, по-видимому, означать метущееся состояние «всеамериканской души» в XXI веке – это характерная черта музыкального материала новинки, которой Трент ошарашивает слушателя уже в открывающем номере песенной программы с привычно шокирующем для коллектива названием “Shit Mirror”. Естественно, Трент в определённой степени остался верен концепции «насекомого звука», выстроенной им еще в 90-х (и успешно также применённый к работам Мэрилина Мэнсона) – почти все пьесы звучат здесь пропущенными через не самый приятный аудиофильтр, но можно ли представить Nine Inch Nails без подобного звука? Слушателю льстит и то, что будучи коммерчески мыслящим музыкантом, Трент и на сей раз (даже учитывая краткость альбома) решился на выпуск пилотного сингла. И что ж, номер “God Break Down The Door” действительно оказался великолепной визитной карточкой полноразмерной работы, ведь сочетание рокабилльного бита, мутирующего к середине пьесы почти что в брейкбит, страдальчески-отстранённого вокала Трента и брутальных электронных созвучий с унылыми партиями саксофонов легко можно назвать современным лицом Nine Inch Nails – особенно учитывая некоторую скупость подобного синтеза по сравнению с былыми звуковыми откровениями Трента.

Но если речь и дальше пойдёт о неожиданных параллелях, то невозможно не заметить, что “Bad Witch” в смысле изобретательных инструментальных аранжировок и даже отчасти структуры пьес наследует еще и творчеству апологета рок-н-ролла как новой классической музыки, композитора-соотечественника Джима Стейнмана (Jim Steinman). Вы удивлены? Тогда прислушайтесь к тщательно выписанным партиям саксофонов, и в первую очередь в инструментальном номере “Play The Goddamned Part” – параллели с отдельными моментами альбома Мит Лоуфа (Meat Loaf) авторства Джима “Bat Out Of Hell II: Back Into Hell…” (1993) налицо. Даже эта деталь прекрасно ложится в неявную концепцию альбома как гимна современному неблагополучию Америки – как же представить себе эту страну без саксофона! И без кинематографа тоже – инструментал “I’m Not From This World” и невокальные сегменты трека “Over And Out” явно восходят к работе Трента над саундтрековыми альбомами. Так что “Bad Witch” оказался в известном смысле идеальной работой для современного пользователя электронных СМИ – зачем читать аналитику о положении дел в Америке, когда можно просто уделить полчаса этому альбому, и всё станет ясно безо всяких слов?

Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •