Давным-давно, еще в VII век до н. э., жил в Греции поэт Арион. Был он не только поэтом, но и замечательным музыкантом и певцом. Именно он, говорят, ввёл в поэзию жанр дифирамба.
Но прославился он в истории благодаря рассказу Геродота. Было ли так на самом деле или то фантазия "отца истории", не знаю. Но случай, который рассказал Геродот, интересен и вполне достоверен.
Итак, однажды плыл Арион на корабле из Тарента в Коринф. И были у поэта с собой огромные богатства, которые он заработал своим пением.
Моряки на корабле проведали об этом и овладело ими желание забрать сокровища поэта себе.Ночью, когда Арион мирно спал, пробрались злодеи в его каюту, схватили спящего поэта и выбросили его за борт.
Погибнуть бы тут поэту в бушующем море, но случилось чудо. Подплыл к Ариону дельфин, подхватил тонущего поэта и на спине благополучно доставил его до берега.
Вполне реальная история. Случаи спасения дельфинами людей широко известны.
Но со временем историю о Арионе немного усовершенствовали. Стали утверждать, что был то не простой дельфин, а сам бог Аполлон, который восхищался поэтом Арионом.
Ничего удивительного. Интересные истории всегда обрастают новыми деталями. Так и наш поэт, великий А. С. Пушкин, взял историю о древнегреческом поэте в основу своего знаменитого стихотворения "Арион"
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны вёслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налёту вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
А.С.Пушкин, 1827
Из школьных уроков литературы все, наверное, помнят, что в этом стихотворении Пушкин описал свое положение после поражения декабрьского восстания 1825 года и репрессий против декабристов.
Ну и что из того, что он немного переделал сюжет, описанный Геродотом? Он творец - ему можно.
Вот и французский живописец Уильям-Адольф Бугро изобразил Ариона совсем даже не на дельфине.
Ведь никто сейчас не знает, как там было на самом деле. Правда ушла, а легенда, стихи и картины остались.