Найти в Дзене
Еркен Карманов

Героический перегон

Из интернета

В моем родном ауле жила бабушка, о которой все говорили, что во время войны она гнала скот из Казахстана на Украину. По малолетству больше ничего о ней я не узнал, но сам факт этот запечатлелся в памяти – как же, сами еле сводили концы с концами, но собрали скот жителям районов, жестоко пострадавших от оккупации фашистских захватчиков. И не просто собрали, да еще погнали его своим ходом. Неближний свет. Мыслимо ли это сейчас пройти такой маршрут пешим ходом?!

Той бабушки давно уже нет в живых, но память о тех славных женщинах (мужчины-то на фронте), прошедших такой героический путь, привел меня в областной архив.

15 декабря 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «Об организации Государственной закупки скота для дальнейшей помощи колхозам, районов, освобожденных от немецкой оккупации». Согласно этому Постановлению Кустанайская область должна была отправить 10000 голов крупного рогатого скота, в том числе 3000 коров, также свиней, овец.

Основная масса поголовья на Украину отправлялась по железной дороге, в вагоны скот грузили со станции Аман-Карагай, Тобол, Джаркуль и Кустанай. Всю живность железнодорожники перевезти не могли, шла война, вагонов не хватало. Тогда было принято решение – немалую часть крупного рогатого скота гнать своим ходом. Рабочие волы гуртовали на базе облзаготживконторы, в пос. Львовка Джетыгаринского района, в урочище Джансор Тургайского района. Так 25 мая 1944 года в город Ворошиловград отправили гурт в 1775 голов. Начальник гурта Шавилов Андрей Иванович, диспетчеры Терзиде и Денисенко, гонщики Павлида Нина Георгиевна, Симанова Луиза Михайловна, Золотова Надежда, Иванова Валентина Николаевна, ветфельдшер Швагирев Иван Иванович.

Всей этой сложной работой по приемке и отправке скота в области занималось управление облконторы «Заготскот», руководитель Жидов.

Требовалось более 800 гонщиков и гуртоправов, им необходимы были плащи, фуфайки, обувь, палатки, ведра, лопаты, котлы и, естественно, продовольствие. Читая телефонограммы тех лет в обком партии, в облисполком, ощущаешь дух того времен:

« Карабалыкский район в лице секретаря райкома партии Борисенко нарушают установленную кондицию закупаемого скота весом ниже 125 кг. Райконтора управления Карабалыкского района, в лице Байдавлетова, вынуждена принимать такой скот».

«Срочно. Председателю Кустанайского облисполкома тов. Керимбаеву. Гонщики бросают свою работу в виду нехватки продуктов питания. Живов».

К 20 июня 1944 года вся эта сложная и важная работа была выполнена. Примечательно, план по отправке крупного рогатого скота был даже перевыполнен. Вместо 10000 голов отправили 10474.

Ясно, такая братская помощь спасла жизнь многих наших украинских друзей. Об этой истории написал в областную газету, просил откликнуться тех, кто может что-либо рассказать о подвиге перегонщиков скота в годы войны. Статья «Марш-бросок для крупного рогатого» в одном из мартовских номеров «КН» вызвала шквал откликов.

Мария Кидина, в девичестве Лакова, из районного центра Сарыколь, одна из участниц великого перегона. В далеком 1944 из Урицкого района начался нелегкий путь Марии Сергеевны, тогда просто Машеньки, на украинские земли.

Предстояло двести голов молодняка-бычков и телочек-двухлеток отогнать до Актюбинска, где их должны были погрузить в вагоны и отправить в Украину. Но в Актюбинске команду ждал «сюрприз» - вагонов для скота из Урицкого района нет – военное время. Сказали: гоните до Ворошиловграда (ныне Луганск) сами. Дали карту с маршрутом. И потянулось путешествие длиною в восемь месяцев. Целый день пешком, а к ночи делали загон для скота, и спать под бричку, в палатку. На пост заступали охранники. У Волги были в сентябре, уже холода наступали, а гонщики разуты-раздеты. Ведь из дома выходили налегке, думали, чего там: до Актюбинска и обратно! Тапочки, в которых Мария вышла из дому, совсем износились, разорвались, да и одежонка обветшать успела. У Маши был большой платок цветастый, разорвали его с подругой Полиной пополам и сделали юбки. На переправе у Волги озябших ребят приодели: дали фуфайки, которые бойцы под шинели одевали. Они, по-видимому, были сняты с убитых солдат, потому как заскорузли от крови. Одежку отмочили в Волге, высушили и надели.

Какие лишения и трудности пришлось испытать еще девчонкой этой женщине. Только через три года вернулась она на родную Костанайщину после той исторической пешей командировки на Украину.