«И сказал им: "Мир вам, братия моя возлюбленные во Христе Пересвет и Ослебя, пострадайте вместе, как добрые воины Христовы, поскольку время вашей купли пришло". И благословил их крестом, и окропил священною водою великого князя и тех своих двух иноков, и всех князей, бояр и воевод, и говорил великому князю: "Господь Бог будет тебе помощник и заступник, и Он побудит и низложит супостатов твоих и прославит тебя».
Кто такой Ослебя, а вот догадайтесь.
Это один из иноков Сергия Радонежского. Одного из них который сложил голову вы хорошо знайте, а вот про второго, с басурманским прозвищем Ослебя слышите впервые.
На поединок с «темир-мурзой», на верную смерть : со «слезами» русские провожают героя. Тот со всеми попрощался и "Пошел против татарского богатыря Темир-мурзы (Челубея)... И ударили оба копьями крепко настолько громко и сильно, что земля сотряслась, и упали оба на землю мертвыми, и тут конец приняли оба; так же и кони их тотчас мертвы были".
Слово «темир» в татарском языке означает «железо», и спорить здесь нечего. По этому и земля сотряслась... ведь удариться со всей силою об железо! Даже кони «мертвы были», ...«упали оба на землю мертвыми».
Вы это слышите впервые.
А вот как готовился монах Пересвет на битву с ненавистным Чулубем: «Возложил на себя святой схимы ангельский образ, и знаменовался святым крестом, и окропился святою водою, и простился у духовного отца, затем у великого князя и у всех князей, и у всего христианского воинства, и у брата своего Ослебя. И восплакал князь великий, и все князи, и все воинство великим плачем, со многими слезами».
Об этом опять впервые!
Теперь о том, что для Вас ещё будет впервые!
Вот что пишет Татищев: «сошел с коня, совлек с себя поволоку княжу [Князь Дмитрий], и возложил оную на любезного своего Михаила Александровича брянского, и посадил его на своего коня, повелел быть ему во своем месте под большим знаменем; а сам желая полками управлять и, где потреба явиться, помощь подавать и рындам (телохранителям) своим повелел при брянском быть".
Так князь Дмитрий Иванович, переодев в свою «княжескую» одежду Михаила брянского, сажает его на своего коня и ставит под русское знамя. И при этом отдает ему своих телохранителей. Ведь в первые минуты боя татарская стрела или сабля могут настичь генералиссимуса, и «повелевает всем полкам вперед двигаться».
Умный был князь, здравый поступок вполне объясним.
Каково — А!?
И естественно следует вопрос — а во что сам то облачился?.. Дальше он (Очень любопытно! В каком облике?).
И для Вас опять большая новость!
И где вы думаете великий полководец кончил день великой битвы ? Ни за что не догадайтесь.
В шалаше!
Это очень интересно: «и самого великого князя тяжко ранили, он же едва с побоища смог уйти... и сам князь великий, отойдя в дубраву, лег под деревом многолиственным».
Во как!
Его не могут найти, назначение вознаграждения, и ранимая душа Владимира Андреевича заполняется горем, «со многими слезами» умоляет найти князя: «Господа, братья, и сыновья, и друзья, поищите прилежно великого князя. И если кто живого найдет его, не ложно, но истину говорю вам: будет славен и честен, велик, да ещё более прославится и возвеличится; если же будет от простых, убог, в нищете последней, да будет первый богатством, и честию, и славою возвеличится».
Владимир Андреевич Храбрый - двоюродный брат Дмитрия Донского, герой сражения на Куликовом поле.
Дмитрия Ивановича конечно находят.
И ему, прямо на поле боя, Владимиром Андреевичем пересказывается вся мировая история: «О брат мой, великий князь Дмитрий Иоаннович, древний ты Ярослав, новый ты Александр, но прежде всех слава Господу Богу нашему Иисусу Христу, и пречистой его матери, и великому чудотворцу Петру, и преподобному игумену чудотворцу Сергию, и святым страстотерпцам Борису и Глебу, и всем святым Божиим угодникам, что Божиею помощию побеждены измаилтяне, и на нас милости Божия воссияла".
Ну а теперь пожалуй самое интересное.
Митинг. На трибуне сам московский князь.
Читаем обращение великого московского князя Дмитрия Ивановича ко всему русскому войску, ко всем оставшимся в живых в изложении горнозаводчика Василия Никитича Татищева. Очень интересно! Вдумаетесь. Дмитрий говорит: «Господа мои, братья и сыновья, благодаря, благодарю вас, что столько подвизались и пострадали за веру, и свою честь, и за всю землю Русскую, что воздаст вам Господь Бог. Я же постараюсь, как мне то следует, всем по достоинству воздать".
Русские мужики четырнадцатого века на европейский манер названы «господами», и эти господа не землю свою пришли защищать оказываться — а получить достойное вознаграждение.