Найти в Дзене
Николай Гинов

Как Василий Татищев в XVIII веке, сочиняя повесть о Дмитрии Донском дурил своего читателя

«И сказал им: "Мир вам, братия моя возлюбленные во Христе Пересвет и Ослебя, пострадайте вместе, как добрые воины Христовы, поскольку время вашей купли пришло". И благословил их крестом, и окропил священною водою великого князя и тех своих двух иноков, и всех князей, бояр и воевод, и говорил великому князю: "Господь Бог будет тебе помощник и заступник, и Он побудит и низложит супостатов твоих и прославит тебя».

"И так повелел каждому полку чрез Дон мосты устраивать, а самим в доспехи наряжаться на случай всякой неожиданности. И сентября 7-го дня пошли через Дон. Перешли же все в день тот и мосты за собою разрушили""Когда же взошло солнце, была мгла великая до третьего часа... было же то поле велико и ровно".
"И так повелел каждому полку чрез Дон мосты устраивать, а самим в доспехи наряжаться на случай всякой неожиданности. И сентября 7-го дня пошли через Дон. Перешли же все в день тот и мосты за собою разрушили""Когда же взошло солнце, была мгла великая до третьего часа... было же то поле велико и ровно".


Кто такой Ослебя, а вот догадайтесь.


Это один из иноков Сергия Радонежского. Одного из них который сложил голову вы хорошо знайте, а вот про второго, с басурманским прозвищем
Ослебя слышите впервые.

Родион Ослябя, инок
Родион Ослябя, инок


На поединок с «темир-мурзой», на верную смерть : со «слезами» русские провожают героя. Тот со всеми попрощался и
"Пошел против татарского богатыря Темир-мурзы (Челубея)... И ударили оба копьями крепко настолько громко и сильно, что земля сотряслась, и упали оба на землю мертвыми, и тут конец приняли оба; так же и кони их тотчас мертвы были".

Слово «темир» в татарском языке означает «железо», и спорить здесь нечего. По этому и земля сотряслась... ведь удариться со всей силою об железо! Даже кони «мертвы были», ...«упали оба на землю мертвыми».

Самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, по преданию предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.
Самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, по преданию предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.


Вы это слышите впервые.


А вот как готовился монах Пересвет на битву с ненавистным Чулубем: «
Возложил на себя святой схимы ангельский образ, и знаменовался святым крестом, и окропился святою водою, и простился у духовного отца, затем у великого князя и у всех князей, и у всего христианского воинства, и у брата своего Ослебя. И восплакал князь великий, и все князи, и все воинство великим плачем, со многими слезами».

Александр Пересвет Русской православной церковью причислен к лику святых в чине преподобных,
Александр Пересвет Русской православной церковью причислен к лику святых в чине преподобных,

Об этом опять впервые!

Теперь о том, что для Вас ещё будет впервые!

Вот что пишет Татищев: «сошел с коня, совлек с себя поволоку княжу [Князь Дмитрий], и возложил оную на любезного своего Михаила Александровича брянского, и посадил его на своего коня, повелел быть ему во своем месте под большим знаменем; а сам желая полками управлять и, где потреба явиться, помощь подавать и рындам (телохранителям) своим повелел при брянском быть".

Художник Бубнов в картине "Утро на Куликовом поле" изобразил пешее русское воинство.
Художник Бубнов в картине "Утро на Куликовом поле" изобразил пешее русское воинство.


Так князь Дмитрий Иванович, переодев в свою «княжескую» одежду Михаила брянского, сажает его на своего коня и ставит под русское знамя. И при этом отдает ему своих телохранителей. Ведь в первые минуты боя татарская стрела или сабля могут настичь генералиссимуса, и «повелевает всем полкам вперед двигаться».

Умный был князь, здравый поступок вполне объясним.

-6

Каково — А!?


И естественно следует вопрос — а во что сам то облачился?.. Дальше он (Очень любопытно! В каком облике?).

И для Вас опять большая новость!

И где вы думаете великий полководец кончил день великой битвы ? Ни за что не догадайтесь.

В шалаше!

Раненый Дмитрий Донской на Куликовом поле. В этой битве Дмитрий Донской был контужен, а позднее найден в полуживом состоянии, сидя под березой.
Раненый Дмитрий Донской на Куликовом поле. В этой битве Дмитрий Донской был контужен, а позднее найден в полуживом состоянии, сидя под березой.


Это очень интересно:
«и самого великого князя тяжко ранили, он же едва с побоища смог уйти... и сам князь великий, отойдя в дубраву, лег под деревом многолиственным».

Во как!

Его не могут найти, назначение вознаграждения, и ранимая душа Владимира Андреевича заполняется горем, «со многими слезами» умоляет найти князя: «Господа, братья, и сыновья, и друзья, поищите прилежно великого князя. И если кто живого найдет его, не ложно, но истину говорю вам: будет славен и честен, велик, да ещё более прославится и возвеличится; если же будет от простых, убог, в нищете последней, да будет первый богатством, и честию, и славою возвеличится».

Владимир Андреевич Храбрый - двоюродный брат Дмитрия Донского, герой сражения на Куликовом поле.

Памятник Владимиру Андреевичу Храброму в Серпухове
Памятник Владимиру Андреевичу Храброму в Серпухове

Дмитрия Ивановича конечно находят.

И ему, прямо на поле боя, Владимиром Андреевичем пересказывается вся мировая история: «
О брат мой, великий князь Дмитрий Иоаннович, древний ты Ярослав, новый ты Александр, но прежде всех слава Господу Богу нашему Иисусу Христу, и пречистой его матери, и великому чудотворцу Петру, и преподобному игумену чудотворцу Сергию, и святым страстотерпцам Борису и Глебу, и всем святым Божиим угодникам, что Божиею помощию побеждены измаилтяне, и на нас милости Божия воссияла".


Ну а теперь пожалуй самое интересное.

-9

Митинг. На трибуне сам московский князь.


Читаем обращение великого московского князя Дмитрия Ивановича ко всему русскому войску, ко всем оставшимся в живых в изложении горнозаводчика Василия Никитича Татищева. Очень интересно! Вдумаетесь. Дмитрий говорит:
«Господа мои, братья и сыновья, благодаря, благодарю вас, что столько подвизались и пострадали за веру, и свою честь, и за всю землю Русскую, что воздаст вам Господь Бог. Я же постараюсь, как мне то следует, всем по достоинству воздать".

Васиилий Никитич Татищев
Васиилий Никитич Татищев


Русские мужики четырнадцатого века на европейский манер названы «господами», и эти господа не землю свою пришли защищать оказываться — а получить достойное вознаграждение.