В последнее время основательно подзабытое и раскритикованное понятие «ноосфера» снова обретает популярность. И если одни авторы пересказывают идеи Вернадского и ссылаются на него, то другие уходят в безудержный мистицизм, рассуждая о каких-то «глобальных энергиях», вселенском информационном поле и тому подобных вещах. Из-за этой путаницы порой трудно разобраться, что такое ноосфера и существует ли она на самом деле.
В действительности за ноосферой далеко ходить не надо. И не нужно впадать в молитвенный экстаз, желая соединиться с этой «чудесной» материей. С ноосферой (как её понимал Вернадский) мы соприкасаемся каждый раз, когда выходим в Интернет, едим генномодифицированные (да и выведенные традиционной селекцией) яблоки, читаем лекции о глобальном потеплении на международных конференциях в присутствии глав разных государств – и тому подобное.
Ноосфера изначально понималась как некая «сфера разумной деятельности человека». Попросту говоря, это среда, в которой человек ведёт себя не как пассивный потребитель природных благ (одновременно страдающий от капризов природы), а как активный преобразователь окружающего мира.
Нужно сказать, что учение о ноосфере создавалось в то время, когда многие современные технологии и реалии были только мечтами писателей-фантастов. Не было сотовой связи и интернета, в большей части стран мира правили монархи или диктаторы, оставалась незыблемой колониальная система, а население Земли было не столь большим, как теперь. Вернадский и его единомышленники просто предсказали все эти реалии, которые в наше время стали частью нашей повседневной жизни.
Особое внимание сторонники ноосферы уделяли именно «созданию единой для человечества информационной системы», развитию «всепланетных средств связи» и повсеместной победе демократических режимов. По аналогии с ленинским коммунизмом, который есть «советская власть плюс электрификация всей страны», ноосфера представляла собой «интернет плюс демократизацию всей планеты».
И всё-таки немного мистики
Параллельно учение о ноосфере пытались развивать современники Вернадского – католические богословы Леруа и Шарден. В своё время они слушали лекции Вернадского в Сорбонне, однако в своих трудах ушли очень далеко от реальности. В своей модели «ноосферы» они пытались воскресить мистическое учение Платона и его ближайших учеников, соотнося его с христианским богословием (тем же самым, в принципе, занимались в древности первые проповедники христианства – наследники культуры поздней античности).
Видимо, во многом с подачи этих наивных религиозных мыслителей «ноосфера» превратилась в чисто мистическую концепцию, оторванную от реальной действительности. Именно эту традицию продолжают современные любители мистики, нещадно эксплуатирующие термин «ноосфера».
Впрочем, сам Вернадский тоже был не безупречен. Рассуждая о грядущем прогрессе мыслящего человечества, он придал своему учению некий религиозный оттенок. За это его теория была впоследствии раскритикована и признана ненаучной.
К тому же многие идеи советского мыслителя были слишком утопическими. Вернадский не учёл всей сложности человеческого общества. Что мы видим сегодня? Интернет в той или иной степени развит во всех углах мира, но различные политические силы пытаются его ограничить. Демократия, имевшая недолгий расцвет в шестидесятых – восьмидесятых годах, снова сдаёт позиции. А всесторонняя просвещённость одних людей соседствует с полнейшей деградацией других. Нынешний мир грезился мыслителям как мир науки, но мы превратили его в мир торговли и потребления.
Как бы то ни было, понятие «ноосфера» как научный термин сегодня является устаревшим, оно не принято научным сообществом. И если кто-то всерьёз рассуждает об этом явлении, то он либо помешанный на мистике фантазёр, либо просто графоман.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: