Найти тему

Рейтинг Всемирного банка Doing Business дает возможность юридическим лицам расчитаться по долгам

Законопроект № 239932-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц
Законопроект № 239932-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц

Во времена потребления мной гранита науки, когда я мог как говорит моя супруга зачесывать свои густые волосы назад или по настроению укладывать их на бок, законодательство о банкротстве напоминало тонкий глянцевый журнал, но естественно с обязательной атрибутикой для официального издания.

В настоящее время законодательство о банкротстве содержит в себе двенадцать глав с подробным описанием нормативного регулирование или правил для субъектов, попавших в данную финансовую ситуацию.

В целях решения задачи повышения позиции России с 55-й в 2014 году до 35-й в 2018 году в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «Разрешение неплатёжеспособности» и во исполнение решений, принятых на заседании Правительства 17 апреля 2014 года. А также в приведение соответствия законодательства о банкротстве Конституции Российской Федерации ст. 15, в которой говорится о приоритете статьи международного договора над статьей российского договора, которая по своей сути предоставляет преимущество международного права перед национальным. Минэкономразвития России внесён Проект распоряжения об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)».

«Дорожной картой» предусмотрены мероприятия, направленные на:

сокращение сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредиторов;

обеспечение сбалансированного подхода при применении к должникам реабилитационных и ликвидационных процедур в рамках дела о банкротстве;

сохранение имущественной массы и максимизацию стоимости активов должника;

повышение эффективности защиты прав социальных категорий кредиторов;

совершенствование правового регулирования деятельности системы саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Подписанное распоряжение направлено на повышение эффективности проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В настоящей статье рассмотрим законопроект о введении процедуры реструктуризации долгов юридических лиц, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.

Стоит подчеркнуть, что реструктуризации долгов юридических лиц это новая процедура в законодательстве о банкротстве. Она хоть и находит общие черты с процедурами наблюдения, внешнего управления, но реструктуризации долгов юридических лиц это отдельный институт в законодательстве о банкротстве.

Итак, Правительство РФ в лице Профильного комитета Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям внесло Законопроект № 239932-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц.

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает, что Действующее законодательство предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Это приводит к тому, что большинство дел о банкротстве возбуждается по заявлениям кредиторов и тогда, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в ходе исполнительного производства. При этом сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем.

Законопроект направлен на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц и предусматривает введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.

С целью создания дополнительных стимулов для использования должниками предлагаемой процедуры разрешения финансовых проблем законопроектом предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.

Однако если из представленного должником отзыва с приложением отчета о финансовом состоянии должника и (или) иных доказательств очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. Такой подход позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, и обеспечить более экономичную и быструю ликвидацию потенциально неплатежеспособных должников.

Законопроектом детально регламентируется проведение процедуры реструктуризации долгов.

В частности, в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план реструктуризации долгов (далее - план). Законопроектом также предоставляется конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления) право предложить свой план в течение указанного срока.

План разрабатывается в целях удовлетворения требований кредиторов и восстановления платежеспособности должника, при этом под восстановлением платежеспособности понимается отсутствие по окончании процедуры реструктуризации долгов не урегулированной в соответствии с планом задолженности.

Планом могут быть предусмотрены различные варианты управления должником в ходе процедуры реструктуризации долгов, в том числе:

сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия с условием их обязательного предварительного согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов;

возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;

переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов;

образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а другой - собранием кредиторов, с распределением полномочий между ними в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Законопроектом предусмотрены специальные правила для кредиторов, интересы которых не затрагиваются планом. При этом условия удовлетворения требований кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не могут быть лучше условий любых других конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, интересы которых затрагиваются планом, за исключением кредиторов, одобривших соответствующий план. Условия плана для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против его одобрения, за исключением лиц, заинтересованных по отношению к должнику, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его одобрение, кроме кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.

Кроме того, предусмотрено включение в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" положений, направленных на сохранение договоров аренды, имеющих значение для процедуры реструктуризации долгов, а также касающихся раскрытия информации, имеющей существенное значение для кредиторов.

Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать четырех лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года.

Законопроектом предусмотрены также другие положения, направленные на обеспечение гибкой вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации долгов.

Принятие проекта федерального закона будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство. Однако если из представленного должником отзыва с приложением отчета о финансовом состоянии должника и (или) иных доказательств очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. Управление должником в ходе реструктуризации долгов осуществляется в соответствии с планом реструктуризации, утверждаемым арбитражным судом. Должник обязан предоставить антикризисному управляющему отчет о результатах проведения процедуры реструктуризации долгов, а антикризисный управляющий по результатам рассмотрения такого отчета составляет заключение о выполнении плана реструктуризации долгов и об удовлетворении требований кредиторов и направляет его в арбитражный суд. По итогам рассмотрения результатов процедуры реструктуризации долгов арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать четырех лет со дня утверждения его судом. Этот срок может быть продлен по решению собрания кредиторов, но не более чем еще на четыре года.